Найти тему
Lost Quest

Проблема финала Mass Effect 3: девять лет спустя. Спасение утопающих

Оглавление

Действия BioWare, направленные на нормализацию ситуации, не примирили фанатов с действительностью. По крайней мере самую активную и креативную их часть.

Поняв, что своей яростной борьбой они уже выжали из разработчиков максимум, игроки решили взять дело в свои руки и на свет стали одна за другой появляться альтернативные версии. Причем этот процесс стартовал практически сразу после релиза завершающего – третьего – эпизода. Эти фанатские творения существуют уже почти десять лет и до сих пор не утратили актуальности.

От сценаристов

В начале весны 2012 года на одном из форумов была опубликована «настоящая» концовка серии, созданная сценаристом Дрю Карпишином, когда-то работавшим над первой и второй частями саги.

-2

Главная изюминка его версии заключалась в Темной энергии, являвшейся частью нулевого элемента, который в свою очередь катализировал старение и гибель небесных тел, после смерти обращавшихся в черные дыры. Основным занятием Жнецов был поиск способа нейтрализовать негативный эффект Темной энергии.

Среди Жнецов встречались представители самых разных народов, объединенных не по крови, а общей идеей и стремлением. Времени у них было все меньше, но работа не приносила плода, пока вдруг им не пришла в голову гениальная мысль: Протожнец должен быть создан на базе человеческого материала. Люди в трилогии отличаются редкостным генетическим разнообразием, что и давало надежду на остановку расползания Темной энергии.

По первоначальному замыслу игрок в итоге должен был прийти к ситуации выбора: или ликвидировать Жнецов, а на противостояние Темной энергии двинуть все галактические расы, или принести людей в жертву, вдруг это остановит надвигающуюся катастрофу?

Кроме того, Карпишин рассказал кое-что о «кухне» проекта. По его словам, с самого начала Mass Effect рассматривался как трилогия, а вот финала там попросту не было – он его не проработал. Имевшиеся планы были скорее контурами, нежели конкретикой. Основные темы определились быстро, в их число вошли Жнецы, Регуляторы и противостояние синтетика vs органика. Однако детали никто не продумывал, ведь было очевидно, что многое еще изменится.

От пользователей

Еще одна концовка родилась в недрах фанатского сообщества. Прошло всего несколько дней после премьеры третьего эпизода, как на форуме BioWare была выдвинута «Теория одурманивания», быстро завоевавшая себе сторонников.

В общих чертах дело было в том, что Жнецы завладели разумом протагониста, и все, что произошло после агрессии Предвестника, было не более чем галлюцинацией. Используя в качестве аргументации причудливые визуальные решения и во множестве рассыпанные по проекту несуразности, адепты версии доказывали, что разработчики выпустили концовку-обманку, а настоящая будет опубликована позже.

-3

Эта идея была вброшена вместе с информацией о как бы готовящемся новом дополнении, под говорящим названием The Truth.

Когда BioWare объявила о выходе «Расширенного издания», это не возымело никакого эффекта. Теорию просто тут же подогнали под появившиеся данные, а позже не менее успешно адаптировали и само Extended Cut. Дескать, истинным финалом является «Ликвидация», а остальные так, для отвода глаз и содержат видения, которые Жнецы внушили протагонисту.

Сценарист Крис Хеплер дал свой комментарий относительно этой версии, назвав ее безусловно интересной, но абсолютно не имеющей опоры в реальности. Он слегка иронично отметил, что фанаты превзошли авторов умом – творческому коллективу ничего подобного в голову не приходило.

Кто кого обманул?

Достойно завершить любой масштабный проект – это нерядовая задача, и очень мало кому удается решить ее с блеском. Обычно всегда находятся группы недовольных (иногда весьма обширные). Нет, банального и простейшего выхода – хэппи-энда – конечно, никто не отменял, но это как-то неуважительно по отношению к фанатам. В основном ситуации приходится разрешать через тему самопожертвования, особенно когда речь заходит о выживании целой галактической системы.

Конфликт по линии «органики–синтетики» настолько глубок, что в принципе не может быть разрешен ко всеобщему удовольствию. С ним не справились даже наиболее развитые расы. На данный момент дальнейшие перспективы проекта настолько широки, что, похоже, авторы не знают, по какому из нарисованных ими самими пути в итоге пойти. Или просто остаться на месте.

Конечно, творцы по праву отстаивают собственное видение финала проекта, но и потребителю никто не может помешать высказывать свое неудовольствие. Однако нельзя ставить свои ожидания и надежды на первое место и требовать, чтобы продукт непременно был подогнан под них. Если же вас что-то не устраивает в качестве товара – это достойная почва для возмущения. Оборванный на полуслове финал достоин справедливого порицания.

-4

Кроме того, третий эпизод ME получил свою порцию критики за то, что решения, которые принимались ранее, здесь никак не отразились и не привели ни к каким последствиям. Заслуженно ли это? Не факт. Может быть, в финале вы и не заметили особого воздействия своих поступков, а в завершениях линий ваших соратников? Да, вы во многом определили их жизненный путь. И не только их, а также целых народов и даже планет.

Почти десять лет продолжается противостояние фанатов и разработчиков. Первые никак не желают примиряться с теми вариантами концовки, которые получили от авторов, и изобретают себе все новые теории. Существуют целые научные труды страниц так на шестьсот, где можно найти несколько десятков возможных финалов. Вам оно надо?..

В целом попытка фанатов взять верх над разработчиками представляется несколько странной. Да, у них есть право отрицать то, что придумал авторский коллектив, но отменить это они не в силах – тут право за творцами. Не стоит также надеяться на еще одну концовку, эти ожидания ничем кроме разочарования не обернутся.

В итоге получилось, что у BioWare оказался один вариант финала, а у сообщества – другой. Принесло ли это кому-то пользу? Вряд ли. Игроки, не справившиеся с собственными ожиданиями и закономерно почувствовавшие себя обманутыми, напрасно возлагают вину за это на команду. Как говорил один не самый прямоногий футболист: «Мы сыграли как сумели. А вами ожидания – это ваши проблемы»…

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.