Действия BioWare, направленные на нормализацию ситуации, не примирили фанатов с действительностью. По крайней мере самую активную и креативную их часть.
Поняв, что своей яростной борьбой они уже выжали из разработчиков максимум, игроки решили взять дело в свои руки и на свет стали одна за другой появляться альтернативные версии. Причем этот процесс стартовал практически сразу после релиза завершающего – третьего – эпизода. Эти фанатские творения существуют уже почти десять лет и до сих пор не утратили актуальности.
От сценаристов
В начале весны 2012 года на одном из форумов была опубликована «настоящая» концовка серии, созданная сценаристом Дрю Карпишином, когда-то работавшим над первой и второй частями саги.
Главная изюминка его версии заключалась в Темной энергии, являвшейся частью нулевого элемента, который в свою очередь катализировал старение и гибель небесных тел, после смерти обращавшихся в черные дыры. Основным занятием Жнецов был поиск способа нейтрализовать негативный эффект Темной энергии.
Среди Жнецов встречались представители самых разных народов, объединенных не по крови, а общей идеей и стремлением. Времени у них было все меньше, но работа не приносила плода, пока вдруг им не пришла в голову гениальная мысль: Протожнец должен быть создан на базе человеческого материала. Люди в трилогии отличаются редкостным генетическим разнообразием, что и давало надежду на остановку расползания Темной энергии.
По первоначальному замыслу игрок в итоге должен был прийти к ситуации выбора: или ликвидировать Жнецов, а на противостояние Темной энергии двинуть все галактические расы, или принести людей в жертву, вдруг это остановит надвигающуюся катастрофу?
Кроме того, Карпишин рассказал кое-что о «кухне» проекта. По его словам, с самого начала Mass Effect рассматривался как трилогия, а вот финала там попросту не было – он его не проработал. Имевшиеся планы были скорее контурами, нежели конкретикой. Основные темы определились быстро, в их число вошли Жнецы, Регуляторы и противостояние синтетика vs органика. Однако детали никто не продумывал, ведь было очевидно, что многое еще изменится.
От пользователей
Еще одна концовка родилась в недрах фанатского сообщества. Прошло всего несколько дней после премьеры третьего эпизода, как на форуме BioWare была выдвинута «Теория одурманивания», быстро завоевавшая себе сторонников.
В общих чертах дело было в том, что Жнецы завладели разумом протагониста, и все, что произошло после агрессии Предвестника, было не более чем галлюцинацией. Используя в качестве аргументации причудливые визуальные решения и во множестве рассыпанные по проекту несуразности, адепты версии доказывали, что разработчики выпустили концовку-обманку, а настоящая будет опубликована позже.
Эта идея была вброшена вместе с информацией о как бы готовящемся новом дополнении, под говорящим названием The Truth.
Когда BioWare объявила о выходе «Расширенного издания», это не возымело никакого эффекта. Теорию просто тут же подогнали под появившиеся данные, а позже не менее успешно адаптировали и само Extended Cut. Дескать, истинным финалом является «Ликвидация», а остальные так, для отвода глаз и содержат видения, которые Жнецы внушили протагонисту.
Сценарист Крис Хеплер дал свой комментарий относительно этой версии, назвав ее безусловно интересной, но абсолютно не имеющей опоры в реальности. Он слегка иронично отметил, что фанаты превзошли авторов умом – творческому коллективу ничего подобного в голову не приходило.
Кто кого обманул?
Достойно завершить любой масштабный проект – это нерядовая задача, и очень мало кому удается решить ее с блеском. Обычно всегда находятся группы недовольных (иногда весьма обширные). Нет, банального и простейшего выхода – хэппи-энда – конечно, никто не отменял, но это как-то неуважительно по отношению к фанатам. В основном ситуации приходится разрешать через тему самопожертвования, особенно когда речь заходит о выживании целой галактической системы.
Конфликт по линии «органики–синтетики» настолько глубок, что в принципе не может быть разрешен ко всеобщему удовольствию. С ним не справились даже наиболее развитые расы. На данный момент дальнейшие перспективы проекта настолько широки, что, похоже, авторы не знают, по какому из нарисованных ими самими пути в итоге пойти. Или просто остаться на месте.
Конечно, творцы по праву отстаивают собственное видение финала проекта, но и потребителю никто не может помешать высказывать свое неудовольствие. Однако нельзя ставить свои ожидания и надежды на первое место и требовать, чтобы продукт непременно был подогнан под них. Если же вас что-то не устраивает в качестве товара – это достойная почва для возмущения. Оборванный на полуслове финал достоин справедливого порицания.
Кроме того, третий эпизод ME получил свою порцию критики за то, что решения, которые принимались ранее, здесь никак не отразились и не привели ни к каким последствиям. Заслуженно ли это? Не факт. Может быть, в финале вы и не заметили особого воздействия своих поступков, а в завершениях линий ваших соратников? Да, вы во многом определили их жизненный путь. И не только их, а также целых народов и даже планет.
Почти десять лет продолжается противостояние фанатов и разработчиков. Первые никак не желают примиряться с теми вариантами концовки, которые получили от авторов, и изобретают себе все новые теории. Существуют целые научные труды страниц так на шестьсот, где можно найти несколько десятков возможных финалов. Вам оно надо?..
В целом попытка фанатов взять верх над разработчиками представляется несколько странной. Да, у них есть право отрицать то, что придумал авторский коллектив, но отменить это они не в силах – тут право за творцами. Не стоит также надеяться на еще одну концовку, эти ожидания ничем кроме разочарования не обернутся.
В итоге получилось, что у BioWare оказался один вариант финала, а у сообщества – другой. Принесло ли это кому-то пользу? Вряд ли. Игроки, не справившиеся с собственными ожиданиями и закономерно почувствовавшие себя обманутыми, напрасно возлагают вину за это на команду. Как говорил один не самый прямоногий футболист: «Мы сыграли как сумели. А вами ожидания – это ваши проблемы»…
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.