Найти тему
Lost Quest

Проблема финала Mass Effect 3: девять лет спустя. Битва за концовку

Оглавление

Вообще-то вызвавший массовое недовольство финал не так уж и плох. Да, открытый и заставляющий многое додумывать – но это не грех.

Главным катализатором недовольства стало отсутствие заявленной вариативности, во всяком случае невооруженным глазом заметить ее было невозможно. Игрокам казалось, что все проведенные в игре сотни часов никак не сказались на ее окончании. И в чем-то они были правы.

Демократия в действии

Скандал с неудачной (по версии гейм-сообщества) концовкой третьей части проекта разразился сразу после премьеры. Причем публика не ограничилась выражением недовольства на форумах и прочих кухнях.

-2

Практически сразу после релиза появилось голосование с требованием расширить число финалов до четырех. За следующие несколько лет там выразили свое мнение около 14 000 пользователей. Плюс в Facebook возникла тематическая группа, члены которой требовали полной переработки финала. Сегодня в нее вступили уже 50 000 человек.

«Все так и задумано»

BioWare не могла оставить волну народного гнева без внимания, однако с реакцией не торопилась. Официальное сообщение появилось через две недели после премьеры. В максимально обтекаемых словах и выражениях там говорилось, что разработчики рады обратной связи, держат руку на пульсе, следят за отзывами и мнениями и намерены делать все это и дальше, пока не соберут достаточно сведений для принятия решения. Финал был назван «спорным».

Впрочем, это скорее означало не признание его несовершенства, а констатацию факта: дескать, концовка вызвала споры. Буквально за пару дней до появления официального сообщения разработчики утверждали, что с финалом все окей, мол, так и было задумано. Дескать, неясность судеб персонажей должна стимулировать пользователей больше и дольше размышлять о них, беседовать и спорить. Загадочность не позволит сообществу забыть игру почти сразу же после выхода.

Официальным путем

Эта откровенность, как и вялый тон официального заявления нисколько не охладили боевой пыл борцов за новый финал. Один из участников форума BioWare даже обратился с жалобой в FTC (Федеральная комиссия по торговле). Пользователь заявил, что информация, предоставлявшаяся в рекламе, оказалась ложной: продукт не соответствует заявленному качеству, и он готов публично вернуть купленную им копию, если в течение месяца проблема с финалом не будет решена.

-3

Кроме того, копия жалобы была направлена в Better Business Bureau, задача которого – установление доверительных отношений между покупателями и рынком. И внезапно организация признала обоснованность претензий гейм-сообщества, назвав рекламу игры недобросовестной. В частности, она выделила два момента:

  • обещание, что принятые решения будут воздействовать на развитие сюжета;
  • концовки, по словам разработчиков, должны были оказаться «абсолютно разными».

На основании этих пунктов рекламная кампания Mass Effect 3 была признана «вводящей в заблуждение», а формулировки – неточными.

Пиррова победа пользователей

Следующий шаг был за BioWare, и компания его сделала. Вскоре в официальной FB-группе опубликовали пост о том, что смены финала не будет – игра и так имеет коммерческий успех и отлично востребована (3,5 млн копий только в течение первого месяца продаж).

Правда информация провисела недолго, ее удалили и заменили менее радикальным текстом в стиле «Мы все понимаем, за всем следим и, может быть, позже…».

-4

Казалось бы, это приговор, однако нет. Похоже, руководство компании действительно еще не пришло к окончательному выводу относительно исправления ситуации. Внутри произошел раскол: с одной стороны – разработчики, уверенные, что все сделано правильно, с другой – комьюнити-служба, пытающаяся вселить в пользователей надежду.

На стороне первых выступили их коллеги по цеху. Так, ситуацию прокомментировали Пол Барнетт из Mythic и Кен Левин, автор BioShock. Их позиции оказались едины: творец имеет право на свое видение мира и реализацию собственных идей без оглядки на вкусы толпы. Возможная правка финала «оставила бы разработчиков внутренне опустошенными».

Другая сторона – пользовательская – тоже не собиралась уступать. И – о чудо! – победила. Вскоре было опубликовано официальное письмо руководства BioWare, подписанное Рэем Музикой, с обещанием исправить финал. А через две недели после него стало понятно, о чем именно идет речь – разработчики анонсировали «Расширенное издание». Обрадованная публика ждала чуть ли не полной переделки сюжета, и, разумеется, по большим надеждам вновь был нанесен удар.

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.