Сегодня 22 июня – день Памяти, день начала Великой отечественной войны
Как нам с вами сделать так, чтобы ПОДРОСТОК, который живет рядом с нами не кощунствовал и относился с уважением к памяти дедов и прадедов? Чтобы он подходил к памятнику погибшим солдатам и возлагал со смыслом цветы? Чтобы понимал, что значит отдавать «дань памяти».
Итак, психологи рекомендую делать следующие 3 вещи, которые помогут
Воспитать чувство патриотизма у ребенка.
1 пункт. Совместный просмотр и
фильмов о войне.
Таких фильмов много, но не все они одинаково хороши. Рекомендую для просмотра с подростком из современных фильмов:
- «Брестская крепость» (2010 года),
- «Т-34» (2018 года),
- «Мальчик в полосатой пижаме» (2008года),
- «Битва за Севастополь» (2015года),
а из старых советских фильмов:
- «А зори здесь тихие…»( 1972 года)
- «В бой идут одни старики» (1973 года),
- «Судьба Человека» (1975 года),
После того, как просмотрели фильм, обязательно обсудить его с подростком. Важно, чтобы ребенок понимал, какие чувства движут разными героями.
ВАЖНО! объяснить ребенку, в чем кардинальное отличие героев Американской киноиндустрии от героев, показанных в фильме.
Пришел ко мне папа на консультацию. Он был возмущен отношением к войне у своего сына. Стали разбираться – как было дело и выяснили, что мужчина при разговоре с ребенком просто растоптал всех героев американских комиксов, которыми был так увлечен его сын.
Папа:
«Твой дурацкий человек-паук он вообще кто? Ты думаешь, этот сказочный персонаж – этот парень в облегающем трико – он настоящий герой?»
Это сразу привело к агрессии у подростка:
«А кто герой? Ты, что ли? Мне вообще не нужны твои дурацкие военные фильмы и их герои»
Не забывайте, что у ребенка уже благодаря мультикам и фильмам сформировался "образ героя". Не стоит сразу «вытирать об него ноги».
Но, при этом нужно сказать: «Как ты думаешь, почему человек-паук может делать невероятные вещи и совершать геройские поступки?»
Скорее всего, Ваш подросток сможет проанализировать и ответить : «У него есть супер сила»
После этого ответа скажите ребенку следующее:
А вот герои того фильма, который мы с тобой посмотрели – они обычные люди, такие же как мы с тобой.
Подумай, ты бы мог совершить такой поступок, как этот мальчик из фильма Брестская крепость?
Как ты думаешь, что он чувствовал в этот момент?
Честно говорите ребенку, что никто из нас не лишен чувства страха и чувства самосохранения.
«Я вот не знаю, как бы повела себя на поле боя. Возможно тоже бы села в окоп и побоялась побежать со всеми в атаку».
Спросите подростка: «Почему поступок мальчика может быть назван геройским?»
Пусть он об этом задумается. Объясните ребенку, что героем может считаться тот, кто
- превозмог свой страх,
- превозмог свои силы,
- свою боязнь и совершил поступок
Вот это настоящий, а не сказочный герой
2 пункт. Посещайте с ребенком музеи, посвященные ВОВ.
Недавно, находясь в Санкт-Петербурге мы с сыном посетили «Музей обороны и блокады Ленинграда».
Экскурсии проводятся каждый час. Правда, на них нужно записываться по телефону. Нам повезло – не пришли три человека, и нас присоединили к группе. Стоимость билетов для подростков 100 рублей для взрослых 400 рублей.
Музей сделан добротно. Экскурсия отличная. Попросила сразу своего сына не слоняться от экспоната к экспонату, а послушать экскурсовода. Он нехотя согласился, но потом увлекся – стал задавать вопросы и слушать очень внимательно.
Больше всего понравился нам стеклянный пол с землей и останками боевых сражений. Сын разглядывал каждый сантиметр.
Ну и конечно, подростка заинтересовало экспонаты «еды людей блокадного Ленинграда» или того, что можно было считать едой.. Кусочек хлеба на весах, столярный клей, который варили и ели люди, кусочек крысиной шкурки, которую нашли в дневнике школьника, пережившего блокаду.
Проявите интерес сами и подросток вслед за вами заинтересуется музейными экспонатами.
3 пункт. Разговаривайте с ребенком о войне со стороны фактов и цифр.
Нужно, чтобы Ваш подросток чувствовал себя уверено на различных классных часах и собраниях, посвященных ВОВ. Иначе он будет проявлять защитные реакции:
«Я этого не знаю, значит это полная «фигня».
Накануне таких дней как «День победы -9 мая» или «День памяти – 22 июня» проведите с подростком простую беседу.
Спросите его элементарные вещи. ( -Когда началась война? С кем была эта война? Кто был в то время главным в Германии, а кто в СССР? Какие войска первыми приняли удар на себя? Сколько лет длилась война? И т.д.)
По результатам ответов подростка организуйте небольшое обсуждение-беседу. Расскажите то, что знаете сами или подключите себе в помощь интернет ресурс.