Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Мотоцикл «Восход-3 Турист» для путешествий — несбывшаяся советская мечта

В сегодняшнем выпуске обзора «Музея ковровского мотоцикла и спорта» будет очень редкий и очень интересный мотоцикл.

В прошлый раз я подробно рассказал вам про «Восход-3». Научил вас отличать его от других моделей завода и описал большую часть конструктивных изменений, по сравнению с «Восходом-2».

В начале 80-х годов Завод имени Дегтярёва, выпускавший в то время «Восход-3», задумался над созданием нескольких модификаций базовой модели.

Одной из них стал «Восход-3 Турист».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К появлению такой модификации привела популярность автомобильного туризма среди советских граждан того времени.

Наша промышленность выпускала даже специальные прицепы-палатки под названием «Скиф», а журнал самодельщиков «Моделист-Конструктор» пестрил самодельными кемперами и приспособлениями для путешествий.

Отправиться из центральной России на Чёрное море на мотоцикле или на мотороллере в то время считалось нормальным явлением.

А ведь тогда трасса М-4 «Дон» была вовсе не такой идеальной, как сейчас. Так что это было то еще приключение.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Но желание попасть на море, да еще и на собственном транспортном средстве, превалировала над всеми возможными проблемами.

В такой обстановке и появился «Восход-3 Турист» — мотоцикл, рассчитанный на дальние путешествия.

Надо сказать, что это был первый случай в практике завода, когда он разработал машину с расчетом на специфические интересы определенного круга покупателей.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В основе — это всё тот же «Восход-3». Но он буквально оброс различными опциями, которые должны были сделать дальние путешествия намного удобнее.

Первое, что бросается в глаза — это наличие откидных боковых багажных полок в районе задних амортизаторов.

На них крепились дорожные сумки из виниловой искусственной кожи. Сумки крепятся к боковым багажникам специальными ремнями, а их конструкция позволяла использовать сумки даже вне мотоцикла.

Судя по сохранившимся архивным фотографиям сумки на выставленном в музее экземпляре неоригинальные.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Всего на трёх задних багажниках (два боковых и один центральный за сиденьем) можно было перевозить до 30 кг поклажи: по 10 кг на каждом багажнике.

Еще одна сумка-планшет появилась на бензобаке. Она предназначалась для различных мелочей, которые должны быть под рукой в дороге.

Это могли быть документы на мотоцикл, деньги, паспорта и так далее. У оригинальной сумке на лицевой стороне также был прозрачные кармашек, предназначенный для размещения карты — некий аналог современных навигаторов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Руль получил перекладину, как у спортивных мотоциклов.

На нём устанавливались новые мягкие ручки, кронштейны рычагов с зеркалами заднего вида и удобные при управлении мотоциклом рычаги новой конструкции с утолщениями на концах.

На передней вилке должны быть боковые отражатели и резиновые чехлы. Но на выставленном в музее экземпляре всего этого, к сожалению, нет.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Ноги водителя защищали дуги безопасности. Надо сказать, что это очень полезные штуки, ведь в дальней дороге может произойти всё что угодно.

Передний щиток должен иметь другое крепление, которое позволяло регулировать его по высоте.

Впервые на серийном мотоцикле стали использовать откидной рычаг кик-стартера.

А задний фонарь получил боковые отражатели.

С технической точки зрения «Восход-3 Турист» практически полностью идентичен обычному «Восходу-3».

Это значит, что тут установлен одноцилиндровый мотор рабочим объемом 173,7 кубических сантиметров мощностью 14 л.с.

Он позволяет мотоциклу разгоняться до 105 км/ч при помощи четырёхступенчатой коробки передач.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Туристическую версию «Восхода» выпускали только в 1983 году. Точных данных о том, сколько было выпущено нет.

Но я практически уверен, что это была лишь небольшая партия. Очень вероятно, что мотоцикл, выставленный в музее, является репликой, построенной на базе обычного «Восхода-3».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Вообще, вариант очень интересный. Такие сумки пригодились бы не только в дальних путешествиях, но и в обычной городской эксплуатации.

Чего уж говорить про деревни: там постоянно нужно перевозить туда-сюда какие-то вещи.

Вот только для села он оказался слишком дорогим, а для дальних путешествий — недостаточно быстрым и комфортным.