В сегодняшнем выпуске обзора «Музея ковровского мотоцикла и спорта» будет очень редкий и очень интересный мотоцикл.
В прошлый раз я подробно рассказал вам про «Восход-3». Научил вас отличать его от других моделей завода и описал большую часть конструктивных изменений, по сравнению с «Восходом-2».
В начале 80-х годов Завод имени Дегтярёва, выпускавший в то время «Восход-3», задумался над созданием нескольких модификаций базовой модели.
Одной из них стал «Восход-3 Турист».
К появлению такой модификации привела популярность автомобильного туризма среди советских граждан того времени.
Наша промышленность выпускала даже специальные прицепы-палатки под названием «Скиф», а журнал самодельщиков «Моделист-Конструктор» пестрил самодельными кемперами и приспособлениями для путешествий.
Отправиться из центральной России на Чёрное море на мотоцикле или на мотороллере в то время считалось нормальным явлением.
А ведь тогда трасса М-4 «Дон» была вовсе не такой идеальной, как сейчас. Так что это было то еще приключение.
Но желание попасть на море, да еще и на собственном транспортном средстве, превалировала над всеми возможными проблемами.
В такой обстановке и появился «Восход-3 Турист» — мотоцикл, рассчитанный на дальние путешествия.
Надо сказать, что это был первый случай в практике завода, когда он разработал машину с расчетом на специфические интересы определенного круга покупателей.
В основе — это всё тот же «Восход-3». Но он буквально оброс различными опциями, которые должны были сделать дальние путешествия намного удобнее.
Первое, что бросается в глаза — это наличие откидных боковых багажных полок в районе задних амортизаторов.
На них крепились дорожные сумки из виниловой искусственной кожи. Сумки крепятся к боковым багажникам специальными ремнями, а их конструкция позволяла использовать сумки даже вне мотоцикла.
Судя по сохранившимся архивным фотографиям сумки на выставленном в музее экземпляре неоригинальные.
Всего на трёх задних багажниках (два боковых и один центральный за сиденьем) можно было перевозить до 30 кг поклажи: по 10 кг на каждом багажнике.
Еще одна сумка-планшет появилась на бензобаке. Она предназначалась для различных мелочей, которые должны быть под рукой в дороге.
Это могли быть документы на мотоцикл, деньги, паспорта и так далее. У оригинальной сумке на лицевой стороне также был прозрачные кармашек, предназначенный для размещения карты — некий аналог современных навигаторов.
Руль получил перекладину, как у спортивных мотоциклов.
На нём устанавливались новые мягкие ручки, кронштейны рычагов с зеркалами заднего вида и удобные при управлении мотоциклом рычаги новой конструкции с утолщениями на концах.
На передней вилке должны быть боковые отражатели и резиновые чехлы. Но на выставленном в музее экземпляре всего этого, к сожалению, нет.
Ноги водителя защищали дуги безопасности. Надо сказать, что это очень полезные штуки, ведь в дальней дороге может произойти всё что угодно.
Передний щиток должен иметь другое крепление, которое позволяло регулировать его по высоте.
Впервые на серийном мотоцикле стали использовать откидной рычаг кик-стартера.
А задний фонарь получил боковые отражатели.
С технической точки зрения «Восход-3 Турист» практически полностью идентичен обычному «Восходу-3».
Это значит, что тут установлен одноцилиндровый мотор рабочим объемом 173,7 кубических сантиметров мощностью 14 л.с.
Он позволяет мотоциклу разгоняться до 105 км/ч при помощи четырёхступенчатой коробки передач.
Туристическую версию «Восхода» выпускали только в 1983 году. Точных данных о том, сколько было выпущено нет.
Но я практически уверен, что это была лишь небольшая партия. Очень вероятно, что мотоцикл, выставленный в музее, является репликой, построенной на базе обычного «Восхода-3».
Вообще, вариант очень интересный. Такие сумки пригодились бы не только в дальних путешествиях, но и в обычной городской эксплуатации.
Чего уж говорить про деревни: там постоянно нужно перевозить туда-сюда какие-то вещи.
Вот только для села он оказался слишком дорогим, а для дальних путешествий — недостаточно быстрым и комфортным.