Замечаю, что довольно много родителей стремятся к тому, чтобы загрузить ребёнка с самого детства по максимуму.
Чтобы у него практически не было свободного времени.
Школы, секции, кружки, репетиторы и т.д.
Как и в любом проступке, всё зависит от мотивов.
Мотивы у всех родителей разные. Зачастую крайне полярные.
От "зато не будет болтаться без дела, и непонятно чем заниматься". До "пусть всё что хочет пробует, пусть ищет себя".
В первом случае суть мотива - страх, и желание снять с себя ответственность или невозможность уделять время ребёнку. Пусть лучше другие дяди и тети (учителя, тренера, репетиторы, мастера) за ним приглядывают и его развивают.
В этом случае родитель будет требовать, чтобы ребёнок продолжал заниматься даже в тех секциях и кружках, в которых ему не нравится. Где он не имеет побед и результатов, где он понимает, что это не его. Ведь родителю важно в первую очередь максимально плотно расписать всё время.
Во втором случае, когда мотив "пусть пробует и ищет себя", родитель пробует разную среду в которой ребёнок будет чувствовать себя лучше и быстрее развиваться в интересующих его направлениях. Тогда смена секций или кружков вполне нормально и естественно.
Когда встречаешь такого "перегруженного" ребёнка, его видно сразу. Выражение лица у него чаще всего замучено-печальное. Или наоборот возбуждённо-выпученное, поскольку он всё время куда-то спешит и опаздывает.
Хроническая перегрузка ребёнка точно не делает его счастливым. Перегруженное детство не помогает ему и во взрослой жизни.
Иногда, желание родителей сделать из ребёнка "чемпиона во всем на свете", связано с собственной недореализованностью. Они бросают все силы и отказываются от своих целей, и "делают ставку" на будущие успехи ребёнка.
Часто ли это имеет успех? Такие случаи конечно известны и медийно раскручены. Но, процент этот всё же ничтожно мал, по сравнению с общим количеством тех, кто шел по этому пути.
Чаще это заканчивается тем, что ребёнок выбирает свой путь, а не тот на который рассчитывали родители. Будущие абстрактные успехи, на которые так надеялись родители, не приходят.
Бывают и такие случаи, когда тотальная занятость - это образ жизни самих родителей, к которому они приучают или даже принуждают ребёнка. Не принимая во внимание его особенности и отличия.
Тотальная занятость позволяет им:
- жить в иллюзиях насыщенной жизни
- не задумываться над истинными желаниями, целями, смыслами
- добиваться побед хоть где-то из того, чем занимаешься
- не оставаться наедине с собой, чтобы не начать задавать себе неудобные вопросы
- жить на автопилоте, даже не замечая этого
и пр.
Прекрасно понимаю, что современная жизнь значительно ускорилась. Что нам приходится жить в том или ином режиме многозадачности.
Вопрос только в том, сами ли мы себя в него загоняем ещё сильнее, или просто соответствуем нынешним скоростям.
Стоит ли с детства погружать ребёнка в такой режим, каждый решает сам.
Ну и конечно главное - это мотивы.
Всем добра и разумной загруженности.