Найти в Дзене

Как "разговорить" ребенка до двух лет

Продолжаю верить, что развитие и качество речи напрямую зависит от здоровья и наследственности, но, тем не менее, помочь запустить этот процесс и обогащать речь ребенка, на мой взгляд, необходимо каждому родителю. Решила поделиться своим опытом, возможно, кому-то он пригодится или наведет на свежие идеи. Прямо с рождения мы помимо колыбельных песен на мобилях включали аудио со стихами и сказками. Очень почему-то приглянулся ребенку Чуковский. Хотя сейчас с позиции взрослого я вслушиваюсь в содержание текста и местами мурашки бегут ( там же есть откровенные ужастики и натурализм). Иногда удивляюсь, как такое вообще одобрили детям. В детстве почему-то этого не замечала. Таких аудио-записей, даже в исполнении самого автора, очень много в разных социальных сетях. Если будет читать мама еще лучше, но в первые дни после родов у мам обычно не хватает на это сил. А здесь такие помощники. Пригодились еще и механические игрушки, но не те которые бесцельно мычат, хрюкают и издают огромное кол
Фото автора
Фото автора

Продолжаю верить, что развитие и качество речи напрямую зависит от здоровья и наследственности, но, тем не менее, помочь запустить этот процесс и обогащать речь ребенка, на мой взгляд, необходимо каждому родителю. Решила поделиться своим опытом, возможно, кому-то он пригодится или наведет на свежие идеи.

Прямо с рождения мы помимо колыбельных песен на мобилях включали аудио со стихами и сказками. Очень почему-то приглянулся ребенку Чуковский. Хотя сейчас с позиции взрослого я вслушиваюсь в содержание текста и местами мурашки бегут ( там же есть откровенные ужастики и натурализм). Иногда удивляюсь, как такое вообще одобрили детям. В детстве почему-то этого не замечала. Таких аудио-записей, даже в исполнении самого автора, очень много в разных социальных сетях. Если будет читать мама еще лучше, но в первые дни после родов у мам обычно не хватает на это сил. А здесь такие помощники.

Пригодились еще и механические игрушки, но не те которые бесцельно мычат, хрюкают и издают огромное количество хаотических звуков, способных к концу дня довести и родителей, и соседей, а игрушки-сказочники с полными, полноценными сказками. Это собаки-сказочники, мишки, чебурашки и прочие. Купить их легко в любом крупном магазине детских товаров. СтОят они не очень дорого, 1-2 тысяч рублей, и будут выручать маму часто. Единственная проблема - у некоторых игрушек постоянно приходится менять батарейки, а у других хватает надолго.

Важно понравившиеся сказки повторять, а не ставить сразу новые. Представьте, что сейчас ребенок такой "инопланетянин", который попал на нашу планету и ему еще ничего не знакомо. Он пытается понять, как устроен тут мир, кто здесь и что делает. Так ребенок знакомится с интонацией, пытается научиться определять границ слов и что это вообще возможно, и потихоньку эти слова откладываются в пассивную память. Когда он подрастет и начнет понимать значения этих слов, слышать и узнавать эти слова в других сказках, ему будет проще, и дело пойдет.

Когда ребенок с интересом начнет рассматривать окружающий мир, показывайте пальцем на предметы и называйте их, часто повторяйте одни и те же слова. Со временем задавайте вопросы, а где это, а где то. По глазам и движениям ребенка вы поймете, происходит узнавание слов-предметов или еще некоторые он не запомнил. Даже если пока не говорит.

Когда ребенок начинает произносить свои первые слова, важно догадаться, что он имел в виду и четко это слово произнести. Если ребенка не поняли, он очень расстраивается и начинает реветь. Зато если вам удалось правильно понять слово и произнести его, малыш осознает, что коммуникация идет, он говорит правильно, и самое главное - его понимают и реагируют. Это очень сильно мотивирует и помогает ускорить процесс говорения.

Далее в ход идут карточки и книжки с изображением различных предметов и животных. Если ребенок уже сидит, показываем, перебираем карточки, постоянно называем и повторяем, задаем вопросы "а где?" Следим за своей четкой артикуляцией, чтобы не было каши во рту, иначе ребенок так и услышит и в дальнейшем повторит.

Одновременно с этим читаем книги и показываем картинки. Это живое общение с мамой дети очень любят. Вначале сказки и стихи не меняйте, часто читайте одни и те же. Пока малыш от них не устанет и не потянется к новой книжке. Ребенок начнет запоминать отельные слова , фразы, и потом вы очень удивитесь, когда малыш от начала до конца наизусть расскажет вам весь прозаический текст, а не только стих, даже если половину слов еще не понимает. Дети намного умнее, чем о них думают взрослые, и способности мозга сильно превышают возможности взрослой "головы".

Так ребенок, не зная слова, даже если вы не успели ему что-то объяснить, по контексту поймет значение и научится правильно применять. А вы только будете удивляться, откуда он это все знает, ведь вы ему не говорили. А вот из текстов.

Поэтому не бойтесь читать любые книги дошкольного возраста, со сложными предложениями и словами, а не только " малышкины" стихи. Разумеется, если ребенку на это хватит усидчивости и интереса. Все-таки дети бывают разными, и у кого-то физическая активность в этом возрасте преобладает.

Потом ребенок будет сам указывать на книгу и просить почитать именно эту. В какой-то момент он будет подражать родителям: возьмет легкую книжку в руки и будет " читать", ну, то есть рассказывать все наизусть, очень стараясь, а со стороны будет смотреться, как будто сидит малыш и действительно вот все это читает и переворачивает страницы книги. Не шокируйте родственников. С мишками-сказочниками тоже будет сидеть вместе, обниматься и просить "поменять батарейки", чтобы "мишка рассказал сказку".

Какой вывод я сделала для себя. Вначале ребенку очень много нужно слушать. Без этого дальнейший процесс, на мой взгляд, может сильно затянуться. Включайте записи, разговаривайте с малышом, в том числе и на взрослом, обычном языке, а не только гулите или сюсюкайте. Это приятно обоим, но делу мало помогает. Много повторяйте. Когда малыш будет говорить свои первые слова, фразы и предложения, повторяйте то, что он сказал. Если там будут ошибки озвучивайте сразу исправленный вариант. Так малыш поймет, как надо было сказать правильно, и за вами повторит.

Просто не говорите " угу" или "молодец", ребенку очень важна обратная связь, осознать, что его правильно услышали, правильно поняли и отреагировали. Затем он научится из этого извлекать пользу для себя, просить интересные предметы, мультики, вкусности и пр. Понимание будет мотивировать на просьбы и общение.

А какие хитрости помогли вам научить говорить ребенка, и в каком возрасте это произошло? Делали вы это осознанно или ребенок вдруг заговорил сам?

На моем канала вы можете прочитать еще:

От чего же устают в декрете

https://www.zen.yandex.ru/media/id/60c8ced9335ab276ffb990ad/ot-chego-je-v-dekrete-ustaiut-60d049c7ece8c27acf60519d

Как облегчить жизнь в декрете и сохранить себя

https://www.zen.yandex.ru/media/id/60c8ced9335ab276ffb990ad/kak-oblegchit-jizn-v-dekrete-i-sohranit-sebia-60d2e742d6f4ab7d152abcd5

Если вам понравились статьи, ставьте лайк, подписывайтесь на канал