Найти в Дзене

Борис Лихарев. Журналист. Поэт. Солдат.

Автор — Станислав Дорошковский, специалист по учету музейных предметов

Сегодня в День памяти и скорби мы вспоминаем судьбу каждого человека, оказавшегося 22 июня 1941 г. в новой страшной реальности, которая наступила после вероломного нападения немецко-фашистских захватчиков на территорию СССР. Этот воскресный день застал большинство советских граждан за мирными хлопотами: люди отдыхали на природе, трудились на приусадебных участках, кто-то из молодежи возвращался с выпускных вечеров. Но все это в одночасье осталось в прошлом. В ситуации стремительного наступления немецкой армии практически каждый советский человек стал на защиту Родины от врага. И каждый делал это по-своему, никто не остался безучастным перед лицом этой трагедии. Кто-то шел в военкомат, чтобы уйти добровольцем на фронт, кто-то оставался в тылу копать траншеи и работать на заводах по выпуску продукции для военных нужд, а кто-то с блокнотом и ручкой неустанно следовал вслед за боевыми подразделениями регулярной армии.

Фотография саперного взвода во главе с командиром Б. Лихаревым (в центре). Коллекция Музейного комплекса в Разливе.
Фотография саперного взвода во главе с командиром Б. Лихаревым (в центре). Коллекция Музейного комплекса в Разливе.

В фондах Музейного комплекса в Разливе имеется фронтовой архив Бориса Михайловича Лихарева (1906-1962 гг.), советского поэта и журналиста. Благодаря сохранившимся материалам, мы можем увидеть фотографию, на которой запечатлен Борис Михайлович (в центре изображения). Он вступил добровольцем в ряды Красной Армии в 1939-1940 гг. в пору обострения финляндско-советского конфликта. Б.М. Лихарев был командиром саперного взвода, входившего в состав 659 стрелкового полка 155 стрелковой дивизии. Будучи сапером, он рвал толом бетонные доты, разминировал дороги и лесные завалы, по-пластунски переползая под пулями вражеских снайперов.

Повестка с требованием явиться в распоряжение редакции газеты «На страже Родины». Коллекция Музейного комплекса в Разливе.
Повестка с требованием явиться в распоряжение редакции газеты «На страже Родины». Коллекция Музейного комплекса в Разливе.

Уже в первые годы Великой Отечественной войны Б.М. Лихарев был призван на службу в редакцию газеты Ленинградского фронта «На страже Родины»; он входил в группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Вспоминая свои встречи с Б.М. Лихаревым, М.И. Гордон, в то время редактор газеты «На страже Родины», отмечал его всегда «подтянутым, с портупеей через плечо и пистолетом «TT» в новенькой кобуре».

Пассажирский билет № А 165015 на имя Лихарева Б.М. Коллекция Музейного комплекса в Разливе.
Пассажирский билет № А 165015 на имя Лихарева Б.М. Коллекция Музейного комплекса в Разливе.

С началом наступления советских войск на Карельском перешейке Лихарев находился в составе 23 армии, где оказывал помощь в редактировании фронтовой газеты «Знамя Победы». Военному корреспонденту, отбывающему на передовую, выдавалось специальное командировочное удостоверение (пропуск); в случае, если требовалось перемещение в какую-либо удаленную локацию для освещения военных действий, корреспонденты могли воспользоваться и услугами авиации. На главных направлениях они сразу оказывались в гуще событий. Фронт откатывался назад и газетчикам приходилось двигаться небольшими группками, появиться одному с блокнотом или камерой в руках в расположении войск было небезопасно — легко было попасть под подозрение о шпионаже. К примеру, Б. Лихарев большую часть своего времени проводил в частях, а когда приезжал в редакцию, полевая сумка его была заполнена письмами солдат — заготовками для будущих выступлений в газете.

Но не только военным корреспондентом был Б.М. Лихарев. В годы военного лихолетья, он работал и ответственным секретарем Ленинградского Союза писателей. На этой должности ему приходилось решать и вопросы, связанные с решением различных творческих и бытовых проблем советской интеллигенции, находившейся в эвакуации, о чем свидетельствуют многочисленные телеграммы и фронтовые письма. Актер М. Козаков, в телеграмме направленной из города Молотова (современная Пермь), в 1943 г. просил Б. Лихарева ускорить его возвращение в город Ленинград, а также организовать защиту квартиры от преступников. Переводчик В. Саянов просил выслать «необходимый для въезда в Ленинград документ».

Порой фронтовая почта приносила и письма с такими необычными для условий военного времени просьбами, как предоставить возможность «подышать ленинградским воздухом, сходить в театр и встретиться с друзьями». Об этом свидетельствует отправленное в 1943 г. фронтовое письмо литературного критика Л. Левина, который с горечью констатирует, что не был в Ленинграде «и десяти дней за три года, которые провел на фронте». Он просил поспособствовать Лихарева тому, чтобы на некоторое время попасть в Ленинград без выполнения всякого рода редакционных заданий (заказа клише, организации выпуска материалов газеты и т.д.). Писатель А.В. Грин (Якимов) жаловался секретарю Союза писателей на полную «оторванность от своего союза и безразличие союза», отмечая в письме загруженность секретаря фронтовой газеты сухой канцелярской и служебной работой.

После окончания Великой Отечественной войны Б.М. Лихарев продолжал работать секретарем Ленинградской писательской организации, а также занимался журналистской и литературной деятельностью.

Несомненно, что в событиях того времени было немало жестокости, но они были и проявлением величайшего героизма, осененного страданием и мученичеством. Поэтому не подвластен истории величайший подвиг нашего народа, который поднялся на необычайную духовную высоту в своей священной битве с фашизмом. И никогда не померкнет светлая память и благодарность потомков всем тем, кто отдал свои силы и жизнь, кто пал смертью храбрых за Родину.

Литература:

  1. Гордон М.И. Невский, 2.: Записки редактора фронтовой газ. [«На страже Родины»]. Ленинград: Лениздат, 1976.