Найти тему

Финансовая грамотность для детей

Успех взрослого человека во многом закладывается тем, как его к этому успеху готовили в детстве. И готовить своего ребёнка к успешной взрослой жизни можно с любого возраста. Так во младенчестве ребёнку жизненно необходима информация (слова) и касания (держите на руках, за ручки, поглаживаете малыша).

Залюбленных малышей не бывает
Залюбленных малышей не бывает

Все эти действия отразятся на уверенности и психике во взрослой жизни. Как говорят биологи (и их поддерживают психологи): залюбленных малышей не бывает.

До того как ребёнок пошёл в школу не стоит его затаскивать по многочисленным классам подготовки. Вы делаете совершенно обратное. Хотите чему-то научить? Вперёд, но только созданием среды или игровой формы. Давайте на примере английского языка:

  1. В первой семье отец с рождения разговаривал со своим ребёнком только на английском языке, а мама на русском. Мальчик вырос свободно владея обоими языками. Это создание среды.
  2. Вторая семья нанимала для своей дочки опытного репетитора с преподаванием в игровой форме, и к 10 годам она спокойно общалась при зарубежных поездках. Это обучение при помощи игровой формы.
  3. А третья семья отдала своего сына с двух лет в класс подготовки по классическому сценарию, к школе ребёнок знал английский алфавит, рассказал на английском пару стихов, спел песенку и даже освоил счёт до десяти, но учёба его так доконала, что когда пошли оценки он стал троечником, а английский напрочь забыл.

Мы много раз писали про баланс, не задалбливайте ребёнка, но и не пускайте всё на самотёк, есть рабочие инструменты под каждый возраст и ими нужно пользоваться. Важнейший инструмент - мотивация и создание интереса.

Но вернёмся к собственно финансовой грамотности. Мы подошли к возрасту обучения в школе и с этого времени ребёнку уже пора учиться и ей. Прежде всего не надейтесь на то, что в школе ему такие знания дадут. По данным "ЯКласс", только четверть школьников проходят обучение по финансовой грамотности. Но даже эти 25% работают по программе составленной государственными институтами и весьма далеки от действительной финансовой грамотности. Из полезного рассказывается о необходимости вести бюджет и риски. Рассказывать детям в седьмом классе о работе финансовых институтов, таких как налоговая и Центробанк можно, но в финансовом плане успешнее они не станут. Куда полезнее будет прочитать книгу "Пёс по имени Мани".

Программа финансовой грамотности для седьмого класса
Программа финансовой грамотности для седьмого класса

Как только ребёнок пошёл в школу, у него должны появится карманные деньги. И вот здесь один важный момент, карманные деньги не равны деньгам на питание в школе. Сам ребёнок не всегда догадается как ему поступать с деньгами, а потому ваша помощь просто необходима.

Заведите с ним две коробочки - развлечения, крупная покупка, капитал. Для начала карманные деньги он может делить на три равные части. В дальнейшем будет маневрировать. Очень важно здесь не дать ему скатиться в одну из сторон, пускать всё на инвестиции, когда вы расскажете как круто иметь капитал, либо всё в крупные покупки, когда он загорится новым смартфоном или игровым ПК.

Коробочки копилки
Коробочки копилки
  1. На развлечения деньги хранятся в рублях и он может тратить их на игры, походы в кино, сладкое, на то, что хочется ему.
  2. На крупные покупки, можно хранить деньги и в валюте. Треть суммы идущей на покупки может быть и двести рублей, в банке вам предложат и пару долларов или евро, а ребёнок начинает привыкать к диверсификации.
  3. Инвестирование для детей (да и взрослых) тема малопонятная, поэтому вам придётся не только рассказывать, а что такое инвестирование, но и поддерживать к нему интерес и спрашивать его мнение на основании фактов о текущем состоянии рынка. Наиболее просто инвестировать в фондовый рынок. Вариантов два - выделить долю ребёнка в общем капитале, фиксировать по окончании годового периода, либо завести независимый счёт на родителя.

При обучении безналичному расчёту можно завести ребёнку виртуальную карту СберКидс. Часть денег он может хранить в копилке налом, часть вы переводите на его счёт. Оплачивать покупки он сможет с телефона, в частности и для покупки новых игр. Расходы по такой карте будут видны и вам, контроль всё же присутствовать должен. Осуществлять переводы с этой карты нельзя.

-4

И по поводу самостоятельности. Как-то по телевидению показывали ребёнка, которого мама посылала в магазин самого, со списком того, что нужно купить. Когда в наличии не оказалось прописанного в списке товара определённой марки, мальчик звонил и уточнял, что же ему купить. Вот это не самостоятельность, учите принимать решения на месте и брать ответственность на себя. Я купил то-то, этой марки не оказалось, купил вот эту потому-то. Успешного воспитания для тех, кому актуально.