Успех взрослого человека во многом закладывается тем, как его к этому успеху готовили в детстве. И готовить своего ребёнка к успешной взрослой жизни можно с любого возраста. Так во младенчестве ребёнку жизненно необходима информация (слова) и касания (держите на руках, за ручки, поглаживаете малыша).
Все эти действия отразятся на уверенности и психике во взрослой жизни. Как говорят биологи (и их поддерживают психологи): залюбленных малышей не бывает.
До того как ребёнок пошёл в школу не стоит его затаскивать по многочисленным классам подготовки. Вы делаете совершенно обратное. Хотите чему-то научить? Вперёд, но только созданием среды или игровой формы. Давайте на примере английского языка:
- В первой семье отец с рождения разговаривал со своим ребёнком только на английском языке, а мама на русском. Мальчик вырос свободно владея обоими языками. Это создание среды.
- Вторая семья нанимала для своей дочки опытного репетитора с преподаванием в игровой форме, и к 10 годам она спокойно общалась при зарубежных поездках. Это обучение при помощи игровой формы.
- А третья семья отдала своего сына с двух лет в класс подготовки по классическому сценарию, к школе ребёнок знал английский алфавит, рассказал на английском пару стихов, спел песенку и даже освоил счёт до десяти, но учёба его так доконала, что когда пошли оценки он стал троечником, а английский напрочь забыл.
Мы много раз писали про баланс, не задалбливайте ребёнка, но и не пускайте всё на самотёк, есть рабочие инструменты под каждый возраст и ими нужно пользоваться. Важнейший инструмент - мотивация и создание интереса.
Но вернёмся к собственно финансовой грамотности. Мы подошли к возрасту обучения в школе и с этого времени ребёнку уже пора учиться и ей. Прежде всего не надейтесь на то, что в школе ему такие знания дадут. По данным "ЯКласс", только четверть школьников проходят обучение по финансовой грамотности. Но даже эти 25% работают по программе составленной государственными институтами и весьма далеки от действительной финансовой грамотности. Из полезного рассказывается о необходимости вести бюджет и риски. Рассказывать детям в седьмом классе о работе финансовых институтов, таких как налоговая и Центробанк можно, но в финансовом плане успешнее они не станут. Куда полезнее будет прочитать книгу "Пёс по имени Мани".
Как только ребёнок пошёл в школу, у него должны появится карманные деньги. И вот здесь один важный момент, карманные деньги не равны деньгам на питание в школе. Сам ребёнок не всегда догадается как ему поступать с деньгами, а потому ваша помощь просто необходима.
Заведите с ним две коробочки - развлечения, крупная покупка, капитал. Для начала карманные деньги он может делить на три равные части. В дальнейшем будет маневрировать. Очень важно здесь не дать ему скатиться в одну из сторон, пускать всё на инвестиции, когда вы расскажете как круто иметь капитал, либо всё в крупные покупки, когда он загорится новым смартфоном или игровым ПК.
- На развлечения деньги хранятся в рублях и он может тратить их на игры, походы в кино, сладкое, на то, что хочется ему.
- На крупные покупки, можно хранить деньги и в валюте. Треть суммы идущей на покупки может быть и двести рублей, в банке вам предложат и пару долларов или евро, а ребёнок начинает привыкать к диверсификации.
- Инвестирование для детей (да и взрослых) тема малопонятная, поэтому вам придётся не только рассказывать, а что такое инвестирование, но и поддерживать к нему интерес и спрашивать его мнение на основании фактов о текущем состоянии рынка. Наиболее просто инвестировать в фондовый рынок. Вариантов два - выделить долю ребёнка в общем капитале, фиксировать по окончании годового периода, либо завести независимый счёт на родителя.
При обучении безналичному расчёту можно завести ребёнку виртуальную карту СберКидс. Часть денег он может хранить в копилке налом, часть вы переводите на его счёт. Оплачивать покупки он сможет с телефона, в частности и для покупки новых игр. Расходы по такой карте будут видны и вам, контроль всё же присутствовать должен. Осуществлять переводы с этой карты нельзя.
И по поводу самостоятельности. Как-то по телевидению показывали ребёнка, которого мама посылала в магазин самого, со списком того, что нужно купить. Когда в наличии не оказалось прописанного в списке товара определённой марки, мальчик звонил и уточнял, что же ему купить. Вот это не самостоятельность, учите принимать решения на месте и брать ответственность на себя. Я купил то-то, этой марки не оказалось, купил вот эту потому-то. Успешного воспитания для тех, кому актуально.