Лет двести назад жил в Херсонской губернии один помещик. Имя его за давностью лет не сохранилось. И был бы уже прочно забыт и сам достойный господин, если бы не курьёзный случай.
Собрался он однажды в Херсон. Туда прибывал император Александр Павлович, а помещику очень уж хотелось посмотреть на царя-победителя Наполеона.
Того же хотелось и супруге помещика.
Но, может быть, из экономии или жадности, а, может, и по другой причине муж категорически отказывался взять жену с собой. Придумывал какие-то отмазки. Типа, милая, народу съехалось – не продохнýть, гостиницы переполнены, остановиться негде. Ну что там ещё можно сочинить, если решил уехать один?
Попрощались холодно.
В Херсоне помещик уже обдумывал слова, которыми распишет желающим незабываемый момент встречи.
И тут в дверь постучали.
В немом потрясении выслушал он приказ об аресте с сего момента и до отъезда из города Его Императорского Величества. Страдалец, само собой, был вынужден подчиниться. Высочайшую немилость он понимать всё же отказывался, ибо привык думать, будто царь даже не знает о его существовании.
Впрочем, ничего плохого помещику не сделали.
Предоставили удобную комнату в доме полицмейстера, он отлично спал, хорошо питался и, в общем-то, неплохо проводил бы время, если бы не запрет покидать помещение.
Наконец государь уехал, помещик был отпущен на волю и вернулся домой в расстроенных чувствах.
Поведав жене горестную историю неудавшегося вояжа, он рассчитывал на сочувствие, однако с ужасом узнал, что она и именно она – единственная виновница его бед.
Выяснилось следующее.
По дороге в Херсон император совершенно случайно остановился на отдых именно в их поместье.
Дама, считая Его Величество простым офицером из-за мундира без знаков отличия, принимала его между тем со всем радушием и любезно. Однако была грустна и вскоре пожаловалась в разговоре на неуступчивость мужа.
Александр Павлович, тронутый таким оборотом событий, поспешил утешить хозяйку:
- Сударыня, не печальтесь. Случай может устроить так, что вы увидите государя, а муж ваш – нет.
- Как это? - удивилась помещица.
- Да я и есть сам государь, - без пафоса ответил император.
Естественно, дама была в восторге, в коем и пребывала несколько дней до приезда мужа.
Александр Павлович же, как и было задумано, не допустил упрямого супруга до лицезрения собственной Милости. Наверное, в воспитательных целях. Водился за ним такой пунктик.
Чем дело закончилось у семейной пары, история умалчивает. Вполне возможно, помещик стал внимательнее относиться к просьбам жены во избежание подобных сюрпризов в будущем…