Итоги прошедшего календарного и учебного года или может ли школа стать/быть безопасной для ребёнка

В воспитании приёмного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья надо постоянно делать выбор, решая всевозможные проблемы, возникающие не всегда по нашей вине, неосведомлённости, неорганизованности и т.п.

Например, в первые два-три года очень остро стоял вопрос, надо и можно ли нашему мальчику оформить инвалидность. Её оформление достаточно настойчиво рекомендовали органы опеки и работники детского дома.

К празднованию 9 мая готов! Фото из личного архива
К празднованию 9 мая готов! Фото из личного архива

И достаточно пухлая медицинская карта была "нам в помощь". И симптоматика, с которой имели ежедневно дело, тоже к тому подвигала... И я добросовестно проходила с Димой все рекомендованные осмотры и комиссии. Категорически против такого статуса для пацана была моя дочь. Подростком она разрисовывала мне безрадостные перспективы Димы в детской среде в случае, если мы всё это оформим. Повзрослев, получив медицинское образование, начала более настойчиво и избирательно подходить ко всем рекомендациям по поводу лечения и реабилитации ребёнка. Лечение и реабилитация необходимы раз в полгода, а от всяких мыслей об инвалидности мы отказались три года назад.

После проблем со здоровьем самыми важными и главными вопросами оказались содержание и формы общего образования. Точнее, здесь не может быть никакого ранжирования. Здоровье и образование ребёнка в нашем случае очень взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Перед школой комиссия сделала вывод о неготовности ребёнка к обучению. Но запретить привести его в начальную школу никто не мог. И мы пошли в неё. Правда, на надомное обучение. Его рекомендовала нам Галина Семёновна, учитель, к которой мы пришли с просьбой подготовить Диму к школе. Проверив его своими какими-то методиками, она попросила срочно пройти ВКК, последнее в уже начавшемся учебном году, и прийти к ней на надомное обучение. Так и сделали. В школе, в которую Дима был зачислен и где работала Галина Семёновна, он посещал всевозможные внеурочные мероприятия, а учился "на дому"...

...Время идёт. За окном прекрасная весенняя погода, конец мая. Скоро закончится шестой Димин учебный год. На то, чтобы думать про школу и делать уроки, остаётся всё меньше сил. И у меня, и у Димы. В такие минуты, когда бросить дело и идти на улицу гулять ещё нельзя, а продолжать его уже невозможно, мы начинаем «собирать ресурсы» — бросаемся в воспоминания обо всём хорошем, что было и есть у нас. Хочу поделиться нашими итогам из «копилки» таких воспоминаний.

Диме тринадцать лет, скоро будет четырнадцать. Он давно уже не испытывает никаких затруднений при ответах на вопросы о дате его рождения и количестве прожитых лет. Мне даже обидно, что не можем показать всем клиническим психологам, как хорошо и правильно он может теперь отвечать на вопросы о всех праздниках. Почему-то на испытаниях у них и в пять, и в восемь, и даже в десять лет он упорно на их просьбу назвать день рождения начинал перечислять все даты, которые отмечаются в календаре, жизни семьи и даже всей страны как праздники. И психологи безапелляционно делали обидный вывод об отставании в развитии.

Дима повзрослел.Из маленького «гадкого утёнка» с плечиками, прижатыми к ушам, наш пацан превратился в высокого, сильного, широкоплечего парня. Разговоры о девчонках-пацанках и девочках-леди стали одной из наших постоянных тем. Дима давно уже без моего сопровождения ездит в музыкалку, которую он успешно окончил по одной программе и в которой продолжает учиться по двум другим.

Вот уже десятую весну встречаем в нашем саду-"даче". Фото из личного архива
Вот уже десятую весну встречаем в нашем саду-"даче". Фото из личного архива

И в общеобразовательную школу на консультации к учителям он добирается сам, без моей помощи, просто поддерживая связь по телефону. И в целом он хорошо освоил и знает город. Но когда приезжаем к докторам в краевой центр, теряется и немного завидует детям, которые спокойно, без сопровождающих, передвигаются по большому городу в общественном транспорте. Договариваемся о том, что его растерянность и страхи перед большим городом от непривычки. А когда он окончит свою школу и приедет учиться сюда, он быстро привыкнет и будет так же легко и свободно чувствовать себя, как эти дети, живущие здесь давно.

Как и все школьники страны прошел через дистанционку в период самоизоляции.После длительной учёбы на дистанте все мы (родители, учителя, дети) были рады вновь встретиться в «живой» школе. Обучение на дистанции не было пустым и бесполезным, но всё-таки быть всем вместе в реальности урока или переменки куда веселее, интереснее и продуктивнее.

Хотя именно благодаря опыту дистанционного обучения мы с Димой освоили такие электронные образовательные ресурсы, как Российская Электронная Школа (РЭШ), Интернет-Урок и другие.

Дима совершенствовал навыки пользоваться поисковиком, научился делать скриншоты, записывать на камеру выученные уроки по литературе (стихи наизусть) и по фортепиано для музыкалки, которая тоже отправила всех на дистант. Многие из этих записей он выставил на своих страничках в соцсетях. Вот это всё мы и оценивали с ним как продуктивность учебной деятельности.

И в/на Барнаул мы периодически наезжаем, как в доковидные времена. Фото из личного архива
И в/на Барнаул мы периодически наезжаем, как в доковидные времена. Фото из личного архива

Самым интересным эффектом-результатом отсутствия долгих реальных контактов со многими взрослыми и детьми были изменения, произошедшие во внешности Димы и бросавшиеся всем в глаза при реальных встречах в новом учебном году. На время самоизоляции пришёлся возраст, когда подростки «выстреливают» в своём физическом развитии. Так было с Димой.

На очередном полном медосмотре после пропущенного прошлой весной доктора с трудом узнавали его. Особенно когда он начинал отвечать на их вопросы своим слегка ломающимся, но уже с явно прорывающимся баском, голосом. Рост, вес, осмысленность и правильность ответов — всё это было как будто не от Димы, которого доктора помнили маленьким, растерянным, мало настроенным на общение и потому готовым в любой момент улизнуть из очередного кабинета.

Самым радостным итогом прошедших лет и особенно последнего года стало предложение докторов снять Диму со всевозможных учётов. К ним являться только на обязательные для всех приёмных детей плановые медосмотры раз в год. Это не отменяет лечений и реабилитаций, которые он получает раз в полгода, но всё это теперь на другой основе, без докучливых тестирований и с реальным оздоровительным эффектом и результатом.

Дима впервые уходит на настоящие каникулы. Окончание учебного года стало восприниматься по-взрослому и как событие. В началке и даже после пятого класса мы всё равно не прощались с занятиями, продолжали самостоятельно уроки и летом. А теперь впереди настоящие каникулы. Без учебников. Без уроков. С походами, экскурсиями. Каникулы, когда можно с друзьями «гонять» на самокате и велосипеде (это тоже достижения) хоть весь день.

_____________________

Как взрослый человек, отвечающий за жизнь и здоровье ребёнка, я в очередной раз оценила обучение на дому в дни, когда в школах, уже в конце этого учебного года начали вспыхивать проявления агрессии и жестокости детей, граничащие с преступлениями, а иногда и переходящие эту границу.

Дистанционное обучение давалось нелегко, со многими проблемами и вопросами, о чём я писала в других своих публикациях на канале.

Заметки на полях дистанционного обучения

Заметки на полях дистанционного обучения 2

А обучение на дому отнимает много времени и сил у меня как организатора всей самостоятельной работы Димы. Но в сложившейся обстановке мы с ним предпочитаем продолжить именно эту, «гибридную» форму получения образования. Обучение на дому в сочетании с дистанционными формами работы с использованием электронных ресурсов и довольно частые, но всё-таки не ежедневные и не многочасовые, посещения школы.

Впереди — каникулы. Дача, река, игры с друзьями, поездка в Горный Алтай, куда мы очень любили выезжать на отдых в доковидные времена и где не были уже целый год. И это всё для нас тоже и формы, и возможности, и «технологии» получения образования и укрепления здоровья. Психического и психологического не в последнюю очередь.

Всем хорошего летнего отдыха и спокойного, делового начала очередного учебного года! Пусть мирным будет каждый день!