В жизни каждого человека бывают ситуации, когда возникает желание или необходимость что-либо изменить, а в этих случаях, срабатывает психологическая инерция мышления (далее – ПИМ): мы принимаем решения, опираясь на прошлый опыт, иногда не совсем удачный - так привычнее!
Пример из розничной торговли. Одна компания для привлечения покупателей (в свой магазин) использует услуги промоутеров, чтобы те раздавали листовки рядом с магазином всем проходящим. Задав вопрос директору магазина: «А почему Вы используете именно такой способ привлечения покупателей в Ваш магазин?», последовал ответ: «А как по-другому ещё можно привлечь покупателей? Для этого необходимо раздавать как можно больше листовок, может кто-нибудь и зайдёт в магазин». Директор даже не задумывается о том, что есть громадное количество различных способов привлечения именно реальных, целевых покупателей, а не всех прохожих, но он использует старый, не эффективный способ, который помимо прочего ещё и затратный, и при этом ожидаемые результаты директора явно не достигаются. К сожалению, эту аналогию порой можно перенести и на образование.
Одним из инструментов по преодолению ПИМ является теория решения изобретательских задач (далее – ТРИЗ). Применяя алгоритмы и закономерности ТРИЗ можно выйти за пределы привычного восприятия и увидеть те решения и ресурсы, которые тщательно скрывались за счёт ПИМ.
Применив инструменты ТРИЗ к системе дополнительного образования детей (далее – ДОД), были выделены ресурсы и действия по их активации, которые должны привести систему к идеальному конечному результату (формулировка взята из ТРИЗ) – вовлечению как можно большего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет в систему ДОД за счёт привлечения к ней внимания и интереса родителей и детей.
С учётом того, что в региональном навигаторе дополнительного образования детей (далее – Навигатор) каждым субъектом Российской Федерации (далее – РФ) размещаются все программы дополнительного образования, реализуемые на его территории, через него родители и дети подросткового возраста подают заявки на программы обучения, которые потом учитываются в показателе охвата детей в системе ДОД, то и в действиях, направленных на «перезагрузку», Навигатору должна отводиться значимая роль.
Ресурсы Министерств и Правительства субъекта РФ:
· максимальное использование средств массовой информации для привлечения интереса родителей и детей к системе ДОД и Навигатору за счёт:
- телевидения (постоянные тематические рубрики, передачи о системе ДОД и Навигаторе, куда можно приглашать представителей министерств, экспертов ДОД, руководителей учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД), педагогов ДОД, родителей и обучающихся);
- радио (использование существующих радиоканалов или создание нового детского канала, к примеру «ДОДошка», для привлечения внимания и интереса к системе ДОД и Навигатору, начиная с родителей и заканчивая детьми);
- журналов (ежемесячный выпуск журнала для детей и подростков «Навигайка». По началу, журнал можно тиражировать в электронном варианте, в последующем – ещё и в бумажном варианте через подписку Почты России);
· размещение баннеров о Навигаторе и системе ДОД на фасадах зданий, являющихся собственностью Правительства;
· размещение стелы, креативной архитектурной конструкции ДОД в центральной части города с указанием хэштэга системы ДОД или Навигатора (прохожие будут фотографироваться рядом с ней и выставляя фотографии в социальных сетях, привлекать интерес своих подписчиков к системе ДОД и Навигатору);
· позиционирование системы ДОД и Навигатора на сезонных постройках в виде создания готовых объектов, согласно тематике (ледяные фигурки, зимний городок, летняя или пляжная выставка и прочее);
· оформление остановок городского транспорта в определённом узнаваемом тематическом стиле для позиционирования системы ДОД и Навигатора;
· бесплатная реклама в метро (короткий фрагмент, слоган о Навигаторе который будет каждый месяц обновляться и иметь сквозное развитие);
· размещение баннеров о системе ДОД и Навигаторе, оформление тематических цветовых зон в местах ожидания пассажиров на ж/д и автовокзалах, в аэропортах (пока пассажиры ждут отправления, они могут посетить Навигатор или приступить к освоению программы обучения в дистанционной форме, подав заявку на неё через Навигатор);
· использование ресурсов различных Министерств субъекта РФ в реализации информационных кампаний по привлечению интереса родителей и детей к системе ДОД и Навигатору.
Аналитические ресурсы Министерства образования субъекта РФ:
· проведение отдельных мониторингов для родителей и детей, старше 9 лет по выявлению их предпочтений направлений программ дополнительного образования (территориальная принадлежность, какие направления они хотели бы видеть, готовы ли они их оплачивать, оценка существующей системы ДОД, сбор пожеланий и прочее). На основании полученных ответов необходимо:
- открывать новые программы, согласно потребностям родителей и детей в этом муниципальном образовании;
- выявлять закономерности потребностей и на основе их формировать рекомендации по обновлению программ в системе ДОД;
· выявление закономерностей потери интереса обучающихся к системе ДОД (направленности программ, возраст, пол, территория) и их оптимизация. Организация контроля этой ситуации на региональном и муниципальном уровне;
· организация и получение обратной связи на ежемесячной основе удовлетворённости родителей и детей образованием в системе ДОД и формирование на этих данных рейтингов муниципальных образований и УДОД. Подача обратной связи должна осуществляться через приложение Навигатора и занимать несколько секунд;
· использование аналитической информации из Навигатора (вовлечённость по возрастам, популярные направления, наполняемость программ, удержание интереса в системе обучения; кем хотят быть и где работать, что интересно обучающимся (модуль «умный навигатор») для выявления закономерностей и формирования рекомендаций;
· создание карты ДОД на территории субъекта РФ, где цветовыми маркерами будет отображаться количество программ по каждой направленности, реализуемых на территории субъекта РФ (зелёным – много программ, оранжевым – среднее количество, красным – низкое). Карта позволит визуализировать ситуацию в системе ДОД и выявлять западающие моменты, закономерности для принятия управленческих решений. Данные для формирования карты должны интегрироваться из Навигатора.
Управленческие ресурсы Министерства образования субъекта РФ:
· усиление контроля:
- содержания программ дополнительного образования. Программы должны быть направлены на развитие у обучающихся навыков и компетенций, востребованных в будущем современном мире и реализацию задач социально-экономического развития субъекта РФ и РФ в целом;
- учёта предпочтений данных мониторингов для родителей и подростков по направлению программ в системе ДОД;
- организации учебного процесса (устранения неполных групп обучения, незанятости помещений и прочее);
- наполняемости групп обучения;
- посещаемости занятий (переход на электронный учёт посещаемости занятий с использованием Навигатора);
- наличия мест обучения в сопоставлении со статистическими данными в разрезе отдельного возраста и места реализации программ (контроль не только по количеству мест обучения для детей определённого возраста, но и по адресу реализации программы);
- потери интереса обучающихся и прекращения обучения по программе;
· разработка и запуск универсальных дистанционных программ регионального значения (к примеру, «Новые компетенции в современном мире») и размещение их в Навигаторе для вовлечения в систему ДОД именно тех детей, проживающих на территории отдалённых поселений субъекта РФ в которых отсутствует дополнительное образование. Освоение данных программ может осуществляться с использованием материально-технических ресурсов общеобразовательных учреждений;
· выявление учреждений, имеющих лицензий на осуществление образовательной деятельности на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии (подвид дополнительное образование детей и взрослых) (далее – Лицензия) и реализующие программы дополнительного образования с целью включения их в Навигатор;
· содействие в получении Лицензий общеобразовательными организациями и дошкольными учреждениями субъекта РФ (особенно в отдалённых сельских поселениях) и запуска в них программ дополнительного образования;
· создание в ВУЗах дополнительных программ обучения для руководителей УДОД, а также педагогов ДОД;
· обучение педагогов ДОД, методистов, руководителей УДОД минимальным основам маркетинга (современные требования к написанию рекламного текста для привлечения внимания родителей и детей к набору на программу обучения, как формировать аналитику посещаемости сайта, как создавать привлекательный баннер на сайте учреждения и прочее);
· организация наставничества на региональном уровне педагогам, имеющим небольшой опыт в системе ДОД;
· привлечение интереса к профессии педагога ДОД за счёт государственной поддержки (льготы, бесплатное жильё или компенсация аренды жилья, особые гарантии и прочее);
· выстраивание условий обучения удовлетворяющих основным потребностям родителей в отношении своих детей (безопасность – камеры на входе в учреждении, чистота в помещении; комфорт – питание на территории учреждения; надёжность – квалифицированный персонал в учреждении (в том числе, начиная с вахтёра); престиж – репутация учреждения в сфере образования, гарантии получения знаний, положительная обратная связь родителей и детей). При удовлетворении базовых потребностей родитель сам будет заинтересован в том, чтобы его ребёнок/дети обучались именно в этом учреждении;
· создание региональной бесплатной горячей линии ДОД для родителей и подростков с целью быстрого реагирования на ситуации, как правило, имеющей негативный характер в которых оказались заявители;
· разработка и внедрение привилегий для частных образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами местного самоуправления муниципальных образований РФ не осуществляются функции и полномочия учредителя (далее – Частные организации) при включении их в Навигатор (сниженная ставка по аренде помещений при их наличии, методическая поддержка по разработке программ дополнительного образования, награждение благодарственными письмами Министерства образования субъекта РФ по итогу результативной работы в Навигаторе, участие в образовательных курсах, проводимых для учреждений дополнительного образования и прочее). Частный сегмент не охотно включается в Навигатор, так как не понимает «выгоды» от включения, а именно у них порой занимаются «уникальные» дети, которые не посещают учреждения дополнительного образования;
· оказание помощи Частным организациям при разработке программ дополнительного образования, получении Лицензий с целью включения их в Навигатор;
· выстраивание сетевого взаимодействия между УДОД и Частными организациями;
· упрощение документооборота в сетевом взаимодействии между УДОД и Частными организациями.
Ресурсы образовательных учреждений:
· размещение баннеров о Навигаторе и системе ДОД на фасаде здания (информация должна привлекать внимание, вызывать интерес и побуждать к действию);
· размещение баннера Навигатора на сайтах учреждений и в социальных сетях с переходом на сайт Навигатора;
· создание отдельного тематического раздела о Навигаторе на сайтах образовательных учреждений (размещение информации как зарегистрироваться, подать заявку на программу обучения в Навигаторе и прочей информации, связанной с Навигатором);
· размещение подготовленной информации о Навигаторе на информационных стендах в образовательных учреждениях, согласно определенной разработанной план-схеме;
· размещение информационных листовок формата А3-А4 на территории учреждений с изображением логотипа Навигатора и с призывом зайти в него с использованием QR-кода (данные листовки должны размещаться в нескольких местах учреждения);
· тематическое оформление мест нахождения родителей во время занятий детей по формированию интереса к Навигатору (размещение листовок, журналов о Навигаторе, транслирование роликов о Навигаторе для родителей, размещение компьютера, на котором можно только зарегистрироваться и подать заявку в Навигаторе);
· вовлечение родителей в систему образования путём создания бесплатных курсов для родителей (пока ребёнок занимается, родитель с пользой проводит время, к примеру, осваивает курсы иностранного языка, компьютерной грамотности и прочее);
· создание контента сайтов и социальных сетей образовательных учреждений, интересного конечному потребителю (родители и дети) на основе инструментов Яндекс.Метрики (пол и возраст пользователя, с каких устройств осуществляется вход в какое время, с какие источников, по какому запросу);
· адаптация содержания программ для восприятия родителей и детей при размещении их в Навигаторе (текст программ должен быть понятен и родителю и ребёнку подросткового возраста, которые потенциально интересуются ими);
· внедрение тест-драйва занятий (в начале учебного года ребёнок может «попробовать себя» на разных программах, а потом уже принять окончательное решение, возможно, это минимизирует потерю интереса у обучающихся в середине учебного года);
· внедрение пассивного вхождения в систему ДОД (сначала ребёнок просто находится в учреждении, наблюдает за процессом, общается с теми, кто уже занимается по программам и невольно сам втягивается в систему и начинает заниматься).
Ресурсы Навигатора:
· расширение (доработка) функциональных возможностей Навигатора. Возможные варианты:
- психолог онлайн – создание виждета на главной странице Навигатора через который возможно получить психологическую онлайн консультацию с анонимностью обращения;
- размещение в Навигаторе не только программ дополнительного образования, но и создание разделов видеоматериалов открытых уроков по разным направленностям; видеозаписей конкурсов и различных важных событий в системе дополнительного образования; обучающих видеоматериалов для родителей и обучающихся и т.д.;
- скан глаз – система отслеживает движения глаз во время прочтения текста (скорость прочтения, остановки, перемещения по тексту) и анализируя полученную информацию, подстраивает содержание Навигатора под конкретного пользователя;
- приложение для контроля посещаемости программ обучения. Обучающиеся устанавливают приложение Навигатор на телефоне и перед занятием сканируют через него qr-код на рабочем компьютере или на телефоне педагога. QR-код занятия автоматически выводится в папке «Журнал посещаемости» на основании размещённого в программе расписания. После сканирования автоматически проставляется посещаемость в журнале, педагогу при этом не надо тратить время на его заполнение;
- контроль приостановки обучения по программе – сразу же после отмены заявки в Навигаторе в личном кабинете родителя будет автоматически формироваться список рекомендованных, альтернативных программ в учреждении, в котором обучался ребёнок и в близлежащих от него. Информация будет формироваться на основании данных из системы (предыдущие просмотры, данные скана глаза и прочее). Основная цель этого функционала «удержать» обучающего в системе дополнительного образования детей и не допустить уход;
· удаление региональных границ между Навигаторами субъектов РФ (сейчас если ребёнок хочет записаться через Навигатор на дистанционную программу субъекта РФ на территории которого он не проживает, ему приходится регистрироваться в Навигаторе данного субъекта и только после этого подавать заявку, вследствие чего, возникает искажение охвата, а с увеличением количества дистанционных программ этот вопрос станет более актуальным.
Ресурсы представителей бизнеса:
· сотрудничество с крупными гипермаркетами (Лента, Ашан, Метро) и магазинами для бесплатного размещения на их территории информации о системе ДОД и Навигаторе;
· сотрудничество с производителями товаров первой необходимости (к примеру, молочная продукция) по бесплатному размещению на упаковке их готового продукта информации о системе ДОД и Навигаторе, к примеру, вымышленного персонажа Навигайки;
· размещение на бесплатной основе баннеров Навигатора или системы ДОД на территории крупных торговых центров;
· создание мест консультации и регистрации в Навигаторе на территории крупных торговых центров с привлечением к этой работе волонтёров.
Ресурсы социальных сетей:
· создание мэмов (смысловых картинок) системы ДОД и Навигатора для распространения его подростками в популярных социальных сетях;
· создание песен в современном исполнительском стиле о системе ДОД и Навигаторе, которые будут спеты певцами подросткового возраста (продвижение через социальные сети);
· взаимодействие с блогерами подросткового возраста, оказывающих влияние на сверстников для «трансляции» через них информации (к примеру, регистрируйтесь все в Навигаторе - там круто, заполняйте мониторинг и будет чем заняться после школы, государство делает программы под наши запросы...);
· проведение на постоянной основе анализа интересов и увлечений детей, подростков, а также родителей в социальных сетях, особенно затрагивающие образование и развитие детей с целью понимания:
- новых трендов и запросов со стороны родителей и подростков;
- новых активностей Частных организаций и отношения к ним самими родителями и детьми;
- общий настрой к системе ДОД;
- изменений после запуска масштабных информационных кампаний в системе ДОД;
- возражений родителей к системе ДОД.
Ресурсы с перспективой внедрения:
· реализация программ дополнительного образования, в большей степени, в дистанционной форме, на территории:
- тюрем;
- детских домов;
- летних лагерей;
- торговых центров (пока родитель занимается шопингом, ребёнок осваивает программу ДОД);
- самолётов (полёты часто занимают много времени, можно использовать этот ресурс с пользой);
- гостиниц и санаторий (часто дети не знают чем заняться в данных местах);
- в московском метро;
- спортзалов (пока родитель занимается спортом, ребёнок обучается);
- ресторанов (часто родители не знают куда отдать ребёнка во время деловой встречи в ресторане);
- музеев;
- учреждений СПО;
· разработка специальных компьютерных игр с целью освоения через них программ дополнительного образования (дети любят играть в игры и эту любовь можно перевести в положительное русло).
Многие вышеописанные действия направлены на увеличение возможных контактов с информацией о системе ДОД и Навигаторе с целью создания доверительного отношения к системе ДОД. Если родитель в различных местах будет видеть узнаваемую информацию, то у него сформируется доверие к системе ДОД и Навигатору. Чтобы это реализовать, необходимо как можно в больших местах всевозможного нахождения родителей размещать целевую информацию. Безусловно, на бесплатной основе.
Для начала необходимо максимально задействовать ресурсы самого образования и власти, а затем привлекать сторонние ресурсы - представителей бизнеса.
Это можно сравнить со снежным комом: когда одни представители бизнеса видят, что другие партнёры, конкуренты начинают плотно сотрудничать с системой ДОД, то и они в свою очередь, захотят это делать, возможно, даже с большим энтузиазмом. Это должно стать элементом престижа и новым трендом в бизнесе.
Подводя итог, можно сделать вывод, что предложенная «перезагрузка» позволит укрепить бренд системы ДОД в глазах родителей и их детей за счёт грамотно спланированной информационной кампании и вовлечёт детей в систему за счёт обновления содержания программ и сильных управленческих действий «на местах».