Сейчас считается чуть ли ни хорошим тоном ругать ЕГЭ. «Это просто натаскивание на экзамен», «Дети ничему не учатся», «На высокий балл можно угадать» – вот какие высказывания приходится часто слышать в отношении ЕГЭ.
Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.
Критерии ЕГЭ непонятные
Помните, как поступали в вузы раньше? В каждом университете или институте была своя программа аттестаций. У каждого учебного заведения свои требования, система оценки и структура заданий. Чтобы поступить, нужно было готовиться к гораздо большему количеству испытаний.
ЕГЭ дал возможность унифицировать систему поступления в российские вузы. Конечно, во многих вузах остались вступительные испытания, но они носят более творческий характер. А с ЕГЭ можно поступить в любой вуз страны.
При этом все критерии прописаны в кодификаторе. И они едины для всех, а не разнятся от вуза к вузу.
На сайте ФИПИ вы найдёте демонстрационные варианты, кодификаторы и материалы ко всем предметам.
ЕГЭ убивает свободу творчества и умение излагать свои мысли
Эту проблему частично решают вступительные испытания в университетах. Там, где от абитуриентов требуются творческий подход, широкий кругозор и специфические знания, вводят дополнительные испытания.
ЕГЭ же создавался для того, чтобы каждый мог сдать экзамен. В ЕГЭ есть сочинения, задания с развёрнутыми ответами, но они не предполагают знаний вне школьной программы. ЕГЭ измеряет знания, а не творческий потенциал. Творческий потенциал проверяют на вступительных испытаниях в университет.
А умение излагать мысли понадобится ребёнку при сдаче любого экзамена. Сочинения в ЕГЭ по русскому и литературе покажут, как ученик строит предложения и формулирует мысли. Задания по истории, обществознанию, математике, физике и других предметам покажут, насколько хорошо ребёнок умеет логически мыслить.
Старшие классы — сплошное «натаскивание» на ЕГЭ
Отчасти это правда. Но старшие классы всегда были подготовкой к вузу. В каких-то заданиях для ЕГЭ важно выучить теорию и просто прорешать много заданий, чтобы привыкнуть к ним – обычно это и называют «натаскиванием».
Но чтобы делать задания второй части, нужна вдумчивая работа с преподавателем. На решение таких задач не получится просто «натаскать». Задания с развёрнутым ответом требуют не только знания теории, но и умения ей пользоваться. Простым «натаскиванием» такого не добьёшься.
Недостатки ЕГЭ
Несмотря на то что за некоторые «косяки» ЕГЭ ругают напрасно, недостатки у этого экзамена есть. ЕГЭ – невероятный стресс для детей, особенно сейчас, когда из него сделали настоящий культ. Школы не помогают детям справляться с волнением, и у ребят, которые готовились не один учебный год, на самом экзамене могут вылететь из головы элементарные вещи.
Некоторые варианты ЕГЭ модернизируются, и в них появляются так называемые «задания с подвохом». Справится ли с таким заданием ребёнок, писавший все пробники на 90+, а на самом экзамене обливающийся холодным потом? Вопрос спорный.
Да и что уж говорить, школа зачастую не может подготовить ребёнка к ЕГЭ! На это нет ни времени, ни ресурсов, ни компетенций у учителей. Тут помогут дополнительные занятия. В ИнтернетУроке есть библиотека материалов по всем предметам, а также занятия с профессиональными педагогами для подготовки к ЕГЭ.
***
У ЕГЭ есть и плюсы, и минусы. Чтобы система ЕГЭ не изжила себя, нужно работать на системном уровне: психологически готовить школьников, повышать квалификацию учителей и работать над системой оценки заданий.