По данным сервиса "Яндекс. Вордстат" запрос "спектакль с известными актёрами" вводят в поисковую строку от 500 до 1500 пользователей в месяц. Добавьте к этому запросы "спектакли со знаменитостями", "спектакли со звездами" и аналогичную семантику — и убедитесь, что интерес к этой теме довольно высок.
В этом нет ничего удивительного, зрителю свойственно желание увидеть "вживую" на сцене знакомое лицо — артиста, полюбившегося по кино и сериалам; певца, телеведущего и даже, как недавно выяснилось, участника реалити-шоу. Порой это желание настолько сильно, что люди готовы платить немалые деньги (например, стоимость билетов на спектакль "Горбачёв" в Театре Наций с Евгением Мироновым составляет от 17 500 до 21 900 в партер, а на "Гамлета" с Данилой Козловским можно попасть в МДТ за 5 000-12 000 рублей). Но всегда ли присутствие в афише звёздного имени гарантирует, что вы увидите достойный спектакль?
Конечно, спектакль спектаклю рознь, и звёзды бывают разные. Да и зрительские ожидания тоже не равнозначны. Кому-то достаточно просто увидеть на сцене "того самого актёра из фильма ...", у кого-то более высокая планка требований. По сравнению с постперестроечной ситуацией, когда артисты вынуждены были зарабатывать буквально любыми способами, чтобы выживать, сейчас состояние того же антрепризного "выездного" театра (когда проект со звездой отправляется в тур по регионам) в целом лучше, чем 20-30 лет назад. Но проблема всё-таки есть, и её стоит обсуждать. Коммерческий успех, на который у проекта со звездой больше шансов, чем у "обычного" репертуарного спектакля, не должен подменять успех художественный. И это объективная трудность как для режиссёра, так и для продюсера.
За рубежом её отлично понимают, и редко делают ставку ТОЛЬКО на звёздное имя. В спектаклях с участием знаменитостей, как правило, особенное внимание уделяется режиссуре, постановочным решениям, — если зритель платит серьёзные деньги, он должен получить высший уровень качества. Мы можем в этом убедиться, посетив киноверсии театральных постановок с мегазвёздами Великобритании и США.
Театр со знаменитостями может существовать в разных формах:
- традиционная антреприза для показа на больших площадках (бывшие дворцы культуры, региональные театры с большими сценами). Среди таких зрелищ есть безусловные лидеры развлекательного театра, качественные и блестящие по актёрскому исполнению, которые держатся на плаву годами и десятилетиями, но много и однодневок, ориентированных на сиюминутную прибыль;
- частные антрепризы смешанной модели (например, как петербургский "Приют комедианта", где отсутствует постоянная труппа, но есть устойчивая афиша с яркими названиями и обязательным присутствием знаменитых артистов);
- продюсерские компании ("Современный Театр Антрепризы" под руководством А. Могинова; до недавнего времени "Русская антреприза им. А. Миронова" под руководством Рудольфа Фурманова), которые делают ставку в равной степени на звездные актёрские и режиссёрские имена, и выпускают спектакли разных жанров, по разной драматургии, с тщательным сегментированием аудитории;
- приглашение популярной личности в один или несколько спектаклей репертуарного театра по контракту;
- выделение одного спектакля с участием самого популярного актёра театра в отдельное, самостоятельное шоу (часто делают также автономным прокат самого востребованного спектакля афиши, классический пример "Юнона и "Авось" Марка Захарова);
- моноспектакли, концерты, творческие вечера артиста, снискавшего славу в кино, сериалах, на фестивалях, перформансах. Сергей Бурунов, которого обожают поклонники комедийных сериалов, предлагает даже "смесь стендапа, литературных чтений, интерактивное представление, в котором юмористические монологи перемежаются общением с публикой и видеороликами";
- внедрение коммерческой "подтруппы" в основную труппу театра (с обязательным учётом совпадения эстетических принципов);
- выбор пьесы и постановка спектакля ради одной роли, которую должен сыграть конкретный артист (формат часто практикуют, когда в труппе есть актёры, известные широкому зрителю ещё по советскому кино);
- театр типа "old stars" ("театр звёзд"), когда на проект набираются звёзды на каждую роль, включая "кушать подано" и бессловесную массовку. Каждый актёр имеет свой имидж и оплату, ниже которой разговор даже не начинается. Расписание и райдеры звезд составляют импресарио или агенты. Есть примеры спектаклей, созданных по такому принципу, где были собраны звезды со всего мира.
При этом режиссура далеко не всегда руководствуется только финансовыми интересами. Смысл спектакля "Алиса" с Алисой Фрейндлих в заглавной роли (кстати, он идёт на крошечной камерной сцене) именно в творческом эксперименте, интересном как зрителям, так и самой актрисе. Важно понимать, что представляет собой звезда — личность ли это, истинный профессионал, индивидуальность, талант... или "не обладающий специальными компетенциями" человек, вся заслуга которого в правильной раскрутке своего инстаграма.
Есть ещё один аспект. Звезды на сцене театров Москвы и Санкт-Петербурга — явление привычное, в глубинке гораздо меньше шансов увидеть на сцене любимого артиста. Интересом публики порой бессовестно пользуются, чтобы взять деньги за сам факт "доставки" звезды в тот или иной город. Единственный способ противостоять продюсерской недобросовестности — повышать свою зрительскую грамотность и требовательность к тому, что демонстрируется на сцене.