Привет всем юным и постарше! В этой статье я порассуждаю о зависимостях в школьном возрасте. Безусловно, зависимости бывают разные. Я не психолог, я лишь обычный преподаватель, который наблюдает за детьми и сам недавно им был.
Присаживайтесь поудобнее, можете уже писать в комментах, что на эту тему мильён мильярдов статей уже написано, НО, пожалуйста, дочитайте до конца, мне будет очень приятно. Спасибо!)
О том, что же такое зависимость
Зависимость - слово, с одной стороны, понятное. Что первым делом вы представляете, когда слышите или говорите "Зависимость"? Возможно, персонажа, который растирает кожу и шлепает пальцами по венам; или, может, майора в отставке, который с животом на перевес заливается каждый день алкоголем... Возможно, вы представляете совершенно иное: человека, который "поглощен" жизнью и проблемами другого. Все эти представления объединяет негативность их восприятия. Не думаю, что вы, будучи адекватными людьми, с трепетом этого хотели.
Интересно, что физматы представляют, когда слышат слово "зависимость"?)
Но, с другой стороны, это непростое понятие. Во-первых, оно присутствует сразу в нескольких науках и сферах жизни. Нас же интересует психологическое определение этого понятие. А во-вторых, некоторые психологи определяют ещё и "здоровую зависимость".
Так, можете обратить внимание на статью психолога Екатерины Вашуковой "Психологическому журналу" про здоровую зависимость (клик)
Чтобы говорить о зависимости, нужно всё-таки узнать, что это. Обращаясь к величайшему созданию человечества - интернету - можно найти множество определений. Википедия, например выдаёт нам следующее определение - связанность явлений, предопределяющая их существование или сосуществование; обусловленность. Также, проанализировав множество определений, можно точно сказать: это регулярное повторение одного и того же действия, к которому человек испытывает сильное влечение, но без совершения которого испытывает дискомфорт. Дискомфорт в несовершении здесь ключевое место. Я склоняюсь к тому, что всё-таки зависимость - штука нехорошая.
Любой вид зависимости плох, будь то зависимость от алкоголя, наркотиков или идеализма.
Карл Густав Юнг
Какие основные зависимости формируются у школьников
Самые серьёзные зависимости у школьников начинают формироваться в возрасте 12-15 лет. Этот возрастной период взят мной на основе воспоминаний о себе и наблюдений за своими учениками. Вообще, что интересно совпало, это как раз возрастные рамки подросткового возраста по "Возрастной физиологии..." Хрипковой А.Г. и др. А подростковый возраст это что? Правильно - первые глобальные изменения в индивидуальной жизни человека.
Для справки, просто представлю ниже эти данные по возрастной периодизации из этого пособия:
I новорожденный возраст - 1-10 дней;
II грудной возраст - 10 дней - 1 год;
III раннее детство - 1-3 года;
IV первое детство - 4-7 лет
V второе детство - 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки;
VI подростковый возраст - 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки;
VII юношеский возраст - 17-21 год мальчики, 16-20 лет девочки.
Вернемся к зависимостям. Для начала и простоты определю сразу их по пунктам:
- гаджеты
- курение
- алкоголь
- наркотики
- чужое мнение
Это основные зависимости, которые я наблюдаю у детей.
Гаджеты
Под гаджетами я имею ввиду интернет-зависимость и компьютерную зависимость. Наблюдаете людей, которые всегда в телефоне: в метро, на работе, на учебе, на улице, когда едят. Ладно, зависимость - осанка! Осанка портится, появляется горб. Такое ощущение, что у людей скоро будет обратный кадык, блин. А ещё это влечёт за собой сильную агрессию. Потому что уже мозг находится в переизбытке получения информации, он становится похож на пакет, который наполняют водой. Но он же не бесконечный - когда-нибудь да взорвётся... То же самое с мозгом. Подобную зависимость я наблюдал и у себя. Помню, в 2015 году (13 лет) мне купили PlayStation 3 с GTA V в комплекте. Уффф, сколько я играл - мог и до трёх ночи играть. Когда родители стали замечать за мной это, начались санкции, которые в итоге привели к поломке диска... Но сопровождалось это тем, что мне было плохо оттого, что я не получаю эту "дозу" игры. То же самое сейчас с телефонами: как долго мы можем не проверить телефон на предмет новых сообщений или иных уведомлений? Это всё нас отсылает к тому самому дискомфорту, о котором я писал выше. Мы начинаем нервничать, когда спустя определенное количество времени мы не слышим уведомление на телефоне: а не отключился ли у меня телефон; хм, странно, почему никто не пишет?..
А ещё такая зависимость есть далеко не у подростков. Я лично сам знаю людей, которые могут весь день просидеть в ТикТоке, за игрой в компьютере. А у вас есть такие знакомые? Поделитесь - будет интересно почитать, что люди пишут.
Обратите внимание на статью РБК, в которой представлены цифры об интернет-зависимости у россиян. Интересно, хоть и очевидно (клик)
Курение, алкоголь и наркотики
Ну эта проблема проходит просто красной чертой в теме зависимости у школьников. Есть единицы людей, которые не прикоснулись ни к сигарете, ни к алкоголю. Но абсолютное большинство всё-таки, хоть раз в жизни, но закуривали сигарету или бычок. Например, моя "первая сигарета" была в 8 лет... Мы с ребятами катались на великах и уехали к заброшенному зданию поблизости. Там увидели недокуренные бычки, ну и давай понтоваться. Правда потом "лавочка прикрылась", когда родители узнали, почему мы постоянно уезжаем с площадки в сторону заброшенного здания. Я курил активно с 13 лет. Я старался бросать, и в 9 классе я не курил полгода, но нервы перед экзаменами взяли верх. Сейчас я не курю уже больше месяца. Моя жизнь уже на этой стадии меняется, как бы это по-розовому не звучало. Да, я не скрою - я заменяю сигарету никотиновой жвачкой. Почему? Здесь мы сталкиваемся со следующим понятием: Обсессивно-компульсивное расстройство. Это расстройство связано с физической зависимостью, которая формируется при отказе от принятия того или иного вещества. И, чтобы не травмировать своё психическое состояние, я постепенно перехожу к отказу от принятия никотина в любом виде: будь то токсичном или медицинском.
Вам определённо будет интересно посмотреть на статистику стран по распространению табакокурения в мире. Страны СНГ в первых рядах, а Белоруссия вообще на третьем месте (клик)
В эту же колонку можно отнести и наркотики . У меня был один раз опыт в 16 лет принятия легкого наркотика, из-за которого, как модно говорить, "я словил бэд трип" после 20-минутного веселящего эффекта. Это был интересный опыт с точки зрения преподавательской значимости, как я подумал уже сегодняшним днём. Но эта пагубная зависимость может привести к очень плохим последствиям. У меня был знакомый, некогда очень давно друг из одной компании. Был. 2 года назад прошла новость среди круга знакомых, что его нашли мертвым от передоза в подъезде многоэтажки... А ведь он жил напротив моего дома.
Кстати, очень полезный совет: если вы живёте в многоэтажном доме, то периодически спускайтесь по лестничной клетке, потому что некоторые наркоманы, как раз из-за того, что там не ходят, употребляют наркотики.
Чужое мнение
Вот, где собака зарыта. По моему мнению, основной источник всех плохих привычек, всех зависимостей, стрессов и неудач... множества-множества проблем - влияние чужого мнения. Эта зависимость живёт в людях на протяжении всей осознанной жизни человека, она - спутник поведения и отношения к миру. Эта зависимость по большому счёту формируется из-за, в некоторых моментах, токсичного воспитания родителей и неправильным подходом преподавания учителей. Всем нам, за исключением некоторых, кому я завидую, родители говорили:
- А что другие скажут, ты не подумал?
- Родственники тебя не поймут.
- Не позорь меня!
- Прекрати ныть, а то другие засмеют!
И всё это ведёт к тому, что большинство людей приходят к пубертатному периоду (с 8-11 лет) уже приученными повиноваться мнению других людей. И тут самое интересное: твой друг связался с плохой компанией, они курят, ведут аморальный образ жизни. Наступает момент, когда тот самый друг говорит: "Пойдём после уроков покурим со старшиками". А он тебе в ответ на то, что ты против этого говорит: "Ты чего - лох что ли, ботаник?..". А что другие скажут ребята? Нет, я не хочу, чтобы меня считали трусом или лохм, поэтому пойду с ними, - думает первый.
У одной моей ученицы есть проблема, о которой подробно не хочу говорить, но суть в том, что она не может себе позволить делать то, что ей хочется, несмотря на то, что это не противоречит объективной адекватности. Я у неё спрашиваю: "Почему ты не можешь это делать?" Она мне отвечает: "Ну как же, а что другие скажут, как ко мне относиться будут?" Я задаю следующий вопрос: "А почему тебе это так важно?" Тут она встала в ступор, попыталась сказать: "Ну, как же - родители..." И вот на слове "родители" она остановилась и задумалась. А почему не "Я", почему кто-то. В общем, спустя где-то месяц она подходит ко мне, говорит, что она теперь спокойно делает то, чего не могла себе позволить и, по её словам, никто ничего даже и не сказал плохого
Что можно сделать
В последнее время перед тем, как бросить курить, я курил одноразовые электронные сигареты. А у меня есть младший брат 11-и лет. Он подходит ко мне и спрашивает: "Что это такое?". Я ему ответил, что электронная сигарета. Он, продолжая: "Мне тоже такую надо". Я спросил, зачем ему такая, а он: "Ну как же, она не вредная и с ней круто ходить". Тут я понял, что он берёт образ курящего человека со своего старшего брата. Но помимо меня в семье курит мой отец. Я брал образ с него, потому что это был единственный авторитет. А у моего брата 2 - отец и я. Одной из основополагающих причин того, что я бросил курить является как раз-таки то, что мой брат берёт пример с меня, а я не хочу, чтобы у него в голове образ крутого человека был связан с сигаретами. Вывод: все надо менять сверху. Родители - руки, дети - пластилин, поэтому: какие руки, такая и фигурка получается.
Непосредственные советы юным и подросткам:
- С "гаджет-зависимостью" поможет справиться самоконтроль. Многие люди практикуют ставить ограничения по времени на использование устройства или приложение. В моем телефоне, например, есть функция отключение вообще всего (кроме SOS-функций) на определенное количество времени, которое задашь; кстати, называется он Zen Mode))
- С зависимостью, типа курения, алкоголя... поможет справиться следующий мой месседж. Меня ни разу не убеждали все эти слова про "а как же здоровье?" Я решил провести наблюдение: что со мной произошло спустя месяц отказа от курения? И то, что я скажу, настолько бытовые вещи, что стоит задуматься, ведь они составляют значительную часть нашей жизни:
- Бежать стал намного проще - не задыхаюсь
- В интимной жизни идёт улучшение - мужской вопрос)
- Вкус еды стал ощущать сильнее (правда вкус куриных яиц мне стал противен)
- Я просто понял, что между уроками, между парами, после стресса, мне не надо выходить покурить - я свободен.
- Мой брат перестанет будет реже видеть образ курящего человека.
Я осознал, что мне противно курение вот может недельки 2 назад. Я, как говорится, кайфую и наслаждаюсь своим успехом в этом плане.
Я собрал несколько источников, которые мне помогли составить данный материал, и который я рекомендую вам к прочтению, чтобы найти более подробную и исчерпывающую информацию, касаемо зависимостей:
https://psychojournal.ru/
http://opsa.braslav.edu.by/main.aspx?guid=22211#Интернет-зависимость
https://www.b17.ru/article/13802/
также ссылки сверху и некоторые книжные пособия
Оставляйте свои мнения в комментариях, ставьте лайки, дизлайки. Делитесь этой статьёй с теми, кому она будет полезна, ведь зависимости - это то, с чем нужно бороться; по крайней мере - контролировать
Спасибо, что дочитали до конца - это поможет в продвижении данной статьи.
С вами был Юноша. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья)
Ешё я буду очень рад, если вы прочтёте предыдущую статью о ценности времени. Спасибо!