Найти в Дзене
Жёлтый объясняет

Почему российский линкор "Азов" считается легендарным в отечественном военно-морском флоте?

Линейный корабль ВМФ Российской империи «Азов» – один из самых любопытных и интересных кораблей в нашей истории. Любопытен он тем, что в свое время на нем служили 5 выдающихся офицеров, которые впоследствии стали адмиралами (Лазарев, Корнилов, Путянин, Истомин и Нахимов). Еще корабль прославился на одной из войн, так «запугав» противника, что тот отказывался встречаться с ним в бою и бежал.

История корабля началась 7 июня 1826 года, когда он был спущен на воду. Капитаном на нем поставили Михаила Лазарева, который и сам принимал активное участие в постройке «Азова», и предлагал множество решений, улучшивших конструкцию линкора (говорят, что он лично внес 22 изменения в первоначальный план корабля).

Макет линейного корабля "Азов"
Макет линейного корабля "Азов"

Касались эти «доработки» всего: и увеличения боевой мощи линкора, и улучшения комфорта экипажа, и планировку кают. Кстати, планировка, придуманная Лазаревым, была столь удачна, что позже его решение применили еще на 15 боевых кораблях ВМФ.

Вызывает большой интерес и подход Лазарева к комплектованию экипажа корабля, ибо он нехарактерен для тех времен. Капитан так подобрал людей и так поставил работу экипажа, что на корабле между матросами и офицерами царило полное взаимоуважение.

Для примера, в то время за малейший просчет матросов на военном корабле обычно жестоко били – так достигалась дисциплина и выбивались мысли о бунте. Возможно, именно поэтому 4 служивших под началом Лазарева офицера и сами стали потом адмиралами.

Фото: Auction.ru
Фото: Auction.ru

Корабль «Азов» вошел в состав Балтийского флота, но воевать ему пришлось далеко от родных берегов. Было 2 войны, в которых он принимал участие: война за независимость Греции (1821-1829) и очередная русско-турецкая война (1828-1829). Первым сражением, где отличился «Азов», было Наваринское морское сражение 1827 года, где совместно с кораблями Франции и Великобритании были разгромлены силы Турции и Египта.

Наваринское морское сражение длилось около 4 часов и завершилось потоплением примерно 60 различных кораблей противника.

Примечательно, что союзный флот Франции, России и Великобритании в этом столкновении не потерял ни одного корабля. Потери были только в живой силе – 181 моряк погиб, но эти потери для столь масштабного сражения были малы. Данных же о потерях флотов противника не существует, но ясно, что они несоизмеримо больше и достигают тысяч человек.

После сражения «Азов», который также получил определенные повреждения, ушел на ремонт на Мальту. В декабре этого же года корабль за отличие в Наваринском морском сражении наградили Георгиевским адмиральским флагом. В это же время, в момент ремонта, на «Азове» провели суд над офицерами другого российского корабля, участника сражения. Офицеры «Александра Невского» обходились с матросами бесчеловечно, о чем, видимо, узнал Лазарев и поспособствовал наказанию.

Вторая война, участником которой стал «Азов», снова была с Турцией. Но турки отлично помнили российский корабль по Наваринскому морскому сражению, поэтому на этой войне Лазареву в серьезный бой вступить так и не удалось – враги от него убегали. В 1830 году линкор прибыл на Балтику, в Кронштадт, однако за время его долгого боевого похода состояние корабля стало плачевным. Адмиралтейство решило, что его лучше и дешевле списать, чем проводить капитальный ремонт. Спустя год «Азов» разобрали, но в честь него «Памятью Азова» назвали другой корабль российского флота.

-3

Ещё интересно: Чудо на Неве, о котором не говорят. Как в 1963 году на Неве посадили падающий Ту-124

Самые вопиющие нарушения авиации США в годы холодной войны: перевозка ядерного оружия над Европой и нарушение границы

Для большинства американцев Россия имеет мрачный имидж. Вот, что они пишут в комментариях