С того самого времени, как в пять лет впервые увидел Черное море - мне было странно, почему его называют черным. Оно же не черное! Оно всех оттенков голубого и немного зеленого. Под настроение может быть серым или серебристо-лунным, с крапинками звезд. Но не черное оно, не черное.
Хорошо помню ту поездку. Жили тогда у знакомых, почти что родственников. В Молдавии, не так далеко от Бендер, в селе Парканы. Теперь это Приднестровье а село считается болгарским по этническому признаку. А тогда, 1983 году национальным разделением еще не пахло, никто ни на кого пальцем не показывал. Даже наоборот, узнав что мы из Москвы, взрослые все почему то спрашивали - видел ли я в Мавзолее дедушку Ленина. Видимо, у пятилетнего больше и спросить было нечего. А поскольку в Мавзолей заходили аккурат за неделю перед поездкой,то было о чем рассказать. Но это ладно.
Жигули - единичка кремового цвета. И довольно дальняя, как мне показалось, поездка к морю. Вдоль полей и виноградников, аж до самой станции Бу. Это теперь Украина, а тогда была единая страна и территория, с единой валютой. И что характерно, никто не спрашивал, куда это вы собрались и что с собой везете.
Так вот море. Длинный, уходящий к горизонту, пустынный пляж. Вот тут человек, чуть подальше еще человек, воооооон там еще двое и еще вдалеке как будто, тоже кто-то есть.
И первое детское впечатление от моря - какая то совсем прозрачная вода. Зашел довольно глубоко - а ноги видно и камешки на дне видно. Стая мелких рыбок в толще воды и можно разглядеть каждую.
Старший сын нашего знакомого был меня годов на девять старше. Так он маску взял с собой и все нырял, дно изучал. Не уставая повторять, что в Днестре вода не такая прозрачная, а здесь даже на глубине дно видно.
А во мне на всю оставшуюся жизнь сохранилась эта ассоциативная связь. Что море - оно такое большое, с прозрачной водой голубого или там зеленого оттенка.
Как там теперь, не знаю. Давно не был да и повода нет.
А что у нас? У нас как будто все хорошо и ровно, курорты самолуччие, море чистейшее и так далее. И тому подобное. Да только вот народ почему то привозит с моря то ротавирус, то еще что-нибудь желудочно-кишечное.
Вроде бы море, вроде бы соленая вода, так быть как будто и не должно.Но вот как-то так получается.
Умышленно не буду называть конкретные, определенные места, дабы не быть обвиненным во всем подряд или того хуже.
Просто приведу несколько фотографий. Не так важно, где это было снято. Важно другое, важен подход.
Вот оно, море. Только не привычное, цвета морской волны. А почему то желтое. И это не от реки Хуанхэ, тут река поменьше.
Тут просто прошел дождь и потоки дождевой воды хлынули с гор. Хлынули, смывая на своем пути все, что хватает сил унести в море. К этому потоку добавились ручьи с улиц. Ручьи, смывшие с асфальта частицы резины от шин, пыль с тормозных колодок капли масла и прочих технических жидкостей - парк автомобилей то далеко не новый. Да и машины со всей страны. Что они привезли с собой на внешних и внутренних поверхностях? Что высохло вместе с грязью где то далеко, а здесь размокло и вместе с дождевой водой - в морские волны. Не знаете? Я тоже не знаю, а хорошо бы знать. Такая тема для диссертации пропадает.
Может кто-нибудь, когда нибудь возьмется.
И это только часть сточных вод, имеющих место течь. Как там это было в вузовском курсе "Канализация"? Сточные воды по источнику происхождения делятся на бытовые, промышленные и так называемые ливневые стоки. Они же поверхностные, атмосферные и еще несколько вариантов названий. Суть от названия то не меняется.
С атмосферными стоками как будто разобрались. Промышленности у нас теперь не осталось почти. Разве что местный общепит - столовые да шаурмячные. Вот построили некие отдельные персонажи летнее кафе. Или будку "Купи три шаурмы и собери целого любимца". Что то мне подсказывает, что никто не будет морочиться сбором и утилизацией сточных вод. А поступят, как в Парижике средневековом. Когда очистки, объедки и тому подобную дребедень выливали в окошко, аккурат на головы прохожим.
То же самое и с бытовыми стоками. Новоиспеченные отельеро, построившие очередной 6-звездочный отель в семи минутах от моря(правда, на такси), едва ли будут вкладываться в такую мелочь, как организация канализации с очистными сооружениями. Ведь гораздо проще разбавлять бытовые стоки пожиже и все в ту же реку. А река уже сама со смытым грунтом перемешает и в море вынесет.
А спроси, почему так - тебе ответят. Что лето короткое, что курортный сезон с конца мая по конец сентября в лучшем случае, что один день потом весь год кормит, что другой работ нет, что вкладываться приходится лишь в самое необходимое.
А что же те большие дяди, в чьйх силах что-то изменить в сложившемся положении дел? Дяди никуда не делись, они есть,просто им нет дела до этого. Они занимаются делами соответственно своему калибру и масштабу. Вот будет экологическая катастрофа регионального масштаба , тогда, может быть, дяди зашевелятся.
Хотя можно просто не гадить в море.