Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Замершее время мирной жизни. Как началась Великая Отечественная война

В музее мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» есть обгоревший будильник, стрелки которого остановились от взрыва и показывают без пяти минут четыре. Тогда, 22 июня 1941 года, фашистская Германия и ее союзники вероломно развязали войну против Советского Союза.

Пограничные заставы и части первого эшелона Красной Армии были одновременно атакованы на всей протяженности тогдашней государственной границы СССР. Бомбардировкам подверглись Рига, Шауляй, Каунас, Вильнюс, Гродно, Лида, Волковыск, Брест, Кобрин, Слоним, Барановичи, Житомир, Киев, Севастополь и многие другие города, железнодорожные узлы, аэродромы, военно-морские базы СССР, велся сильный артиллерийский обстрел пограничных укреплений и районов дислокации советских войск вблизи границы от Балтийского моря до Карпат. Сильный и жестокий враг нарушил мирную жизнь страны и вторгся на нашу территорию. Началась Великая Отечественная война.

Тогда еще никто не знал, что в историю человечества она войдет как самая кровопролитная. Никто не догадывался, что советскому народу предстоит пройти через нечеловеческие испытания, пройти и победить. Избавить мир от фашизма, показав всем, что дух солдата Красной Армии не дано сломить захватчикам. Никто и предположить не мог, что названия городов-героев станут известны всему миру, что Сталинград станет символом стойкости наших людей, Ленинград — символом мужества, а Брест — символом отваги. Что, наравне с мужчинами-воинами, землю от фашисткой чумы геройски станут защищать старики, женщины и дети.

22 июня Беларусь отмечает скорбную дату — «День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны», за Победу в которой 2 миллиона 250 тысяч белорусов заплатили своими жизнями. Тут  комментарии не нужны — войну, всю тяжесть борьбы с немецким фашизмом, белорусы, так же, как и другие народы Советского Союза, вынес на своих плечах.

Но, нужна правда о войне и особенно о первоначальном ее этапе, который при всех его сложностях, неудачах, громадных потерях сорвал планы гитлеровцев по проведению «блицкрига», чем сыграл свою роль в деле разгрома немецко-фашистских захватчиков и их союзников, о чем ныне во многих странах Европы стыдливо предпочитают не только замалчивать, но и сносить памятники советским воинам-освободителям.

-2

Правда нужна еще и потому, что даже при формально правдивом описании начала войны, не говоря уж о фальсификациях, которых хватает, внимание концентрируется, как правило, на негативных, которые действительно составляют большинство событий этого периода, фактах произошедшего, «оставляя за скобками» данные о том, что только за первые пять недель немецкий вермахт потерял около 200 тыс. человек, свыше 1,5 тыс. танков из них, кстати более 100 в боях под Минском, и более 1 тысячи самолетов, то есть, практически вдвое больше, чем за два года Второй мировой войны в Европе.(!)

Вспомним такую запись в дневнике начальника генштаба германских сухопутных войск Гальдера от 11 августа 1941 года(!):

«Общая обстановка все очевиднее и яснее показывает, что колосс — Россия… был нами недооценен. Это утверждение можно распространить на все хозяйственные и организационные стороны, на средства сообщения и, к особенности, на чисто военные возможности русских.

Для Беларуси этот период важен особенно, так как именно на ее территории с первого дня войны развернулись исключительно тяжелые бои. Придавая первостепенное значение наступлению своих армий в направлении Минск — Смоленск — Москва, германское командование против 46 дивизий Западного особого военного округа бросило группу армий «Центр» в составе 50-ти дивизий, в том числе 15 танковых и моторизованных, 2-х бригад и весь свой 2-й военно-воздушный флот, а это 1680 самолетов. Подчеркнем также, что большинство немецких частей и соединений имели боевой опыт войны.

В результате в первый же день войны на Западном фронте было выведено из строя 738 наших самолетов (из них 528 уничтожено на земле), в связи с чем советские войска на долгое время остались без воздушного прикрытия.

Многие  наши соединения и части оказались в окружении войск противника, в плен попали десятки тысяч бойцов. Положение осложнилось тем, что командование Западного фронта, в который был преобразован Западный особый военный округ, в первые же часы войны утратило управление войсками. Все это было.

-3

Вот краткая хроника 22 июня 1941 года:

3:30 — Начальник штаба Западного особого военного округа генерал Климовских  докладывает о налете вражеской авиации на города Белорусской ССР: Брест, Гродно, Лиду, Кобрин, Слоним, Барановичи.

3:45-4:05 — Пограничные заставы подвергаются мощному артиллерийскому обстрелу, после чего начинается немецкое наступление. Пограничники принимают неравный бой.

4:15 — 45-я фашистская дивизия начинает наступление на Брестскую крепость.

7:00 — Рейхсминистр иностранных дел Германии объявляет о начале боевых действий против СССР. (Какой цинизм, не правда ли?— прим.автора)

12:00 — Советская авиация наносит бомбовые удары по скоплениям наступающих немецких войск.

12:30 — Передовые немецко-фашистские войска врываются в город Гродно.

14:00 — Советские части, блокированные в Брестской крепости, оказывают ожесточенное сопротивление, не позволяя противнику овладеть ею.

16:00 — После 12-часового боя гитлеровцы заняли позиции 1-й погранзаставы, на которых погибли, но не отступили храбрые советские воины.

21:00 — Первая сводка Главного командования Красной Армии.

Но далеко не «парадным» маршем двигался враг по белорусской земле. С первых часов войны ему было оказано достойное сопротивление.

Несмотря на внезапное вероломное нападение фашистской Германии и многократное ее превосходство в живой силе и технике уже в первый день бойцы и командиры Красной Армии своей стойкостью и массовым героизмом нарушили планы немецкого командования. Нападавшим на подавление пограничных застав отводилось всего до 30 минут, пограничники же держали оборону от нескольких часов до 15 суток.

Оборона Брестской крепости длилась до 23 июля, ее защитники-воины более 30 национальностей СССР до конца выполнили воинский долг, совершив один из величайших подвигов в истории Великой Отечественной войны. К моменту нападения в Брестской крепости находилось около 9 тысяч военнослужащих Красной Армии, вооруженных винтовками, около трех десятков легких танков и бронеавтомобилей, минометы и гаубичный полк неполного состава, частично войска были выведены из крепости до ее полного окружения. Таким образом, крепость обороняло примерно 3 с половиной тысячи советских воинов.

Их атаковала 45-я немецкая пехотная дивизия — около 18 тысяч военнослужащих, имевших боевой опыт в недавних польской и французской кампаниях. Кроме обычной артиллерии, командование дивизии располагало уникальным вооружением — двумя самоходными мортирами (пушками навесного обстрела) сверхкрупного калибра и новейшими реактивными многоствольными минометами. На взятие крепости немцы планировали потратить не более 8 часов, затем они собирались продвинуться еще на 7-8 км от советско-германской границы.

-4

Подразделения немецкой дивизии начали боевые действия 22 июня в 3:15 утра мощным ударом артиллерии и реактивных минометов, что привело к большим потерям гарнизона Брестской крепости, не оповещенного о возможном нападении. К 4 часам штурмовому отряду на резиновых моторных лодках удалось захватить мосты и часть крепости, потеряв при этом две трети своего состава. В полседьмого утра командир дивизии, генерал-лейтенант Шлипер доложил в штаб корпуса «об усилении сопротивления русских», а к 8:50 он был вынужден бросить в бой свой резерв — еще один пехотный полк. К 11 часам штаб дивизии сообщил о больших потерях и упорных боях в крепости.

В 14:30 генерал Шлипер принял решение с наступлением ночи отвести войска из захваченной части крепости и взять ее измором и постоянным обстрелом.
Заканчивался первый день войны — 22 июня 1941 года, но 45-я пехотная дивизия, гордившаяся «своим высоким моральным духом» (она комплектовалась в основном австрийцами из Западной Австрии, земляками фюрера), так и не достигла «блицкрига» — молниеносной победы при штурме Брестской крепости.

Оказывали достойное сопротивление врагу и многие другие части Красной Армии. Наши бомбардировочные авиаполки, несмотря на отсутствие истребителей прикрытия, неся значительные потери, выполняли боевые задания по нанесению бомбовых ударов по противнику, сдерживая их наступление. Нелишним будет напомнить читателям о героизме летных экипажей 130-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Приведу выдержки из книги «В суровом небе фронтовом» Евгения Селени о боевом вылете 130-го СБАП 22 июня 41-го: «Главное испытание ожидало экипажи краснозвездных машин у цели… Их встретил мощный заградительный огонь зенитной артиллерии, атаковали фашистские истребители. Несмотря на это, самолеты полка упорно пробивались вперед. Бомбы обрушились на немецкие военные склады.» Отбомбившись, наши самолеты легли на обратный курс, но их настигли фашистские истребители ( вернувшиеся летчики показали, что их было до 30) и в неравном бою, сбив или повредив 9 самолетов противника, полк понес очень тяжелые потери.»

Тяжелые бои вели полевые войска Красной Армии — пехотинцы и артиллеристы в районе Белостока, Жабинки, Малориты, других населенных пунктов республики. Немало примеров самоотверженности и стойкости советских воинов, стоявших насмерть на пути врага, дали и оборонительные бои в июне 1941 года на территории Гродненщины. Особенно ожесточенный характер эти бои носили в районе Гродно. Враг рассчитывал уже первыми ударами уничтожить противостоящие ему здесь советские войска и в дальнейшем быстро продвинуться на восток в общем направлении на Лиду и Новогрудок. Но эти планы немецкого командования были сорваны самоотверженными действиями соединений и частей 3-й армии, которыми командовал генерал-лейтенант В.И. Кузнецов. Вопреки расчетам врага бои в районе Гродно приобрели затяжной характер и продолжились вплоть до 26 июня 1941 года.

-5

Приведу примеры успешных боевых действий наших войск и в Брестской области: танкисты 22-й танковой дивизии в районе города Жабинки разгромили колонну немецких войск, под Малоритой артиллеристы 235-го артполка подбили более 20 немецких танков и бронемашин, в окрестностях Пружан наша 30-я стрелковая дивизия успешно противостояла двум танковым дивизиям противника.

Да, 28 июня пал Минск, но… в ходе 3-х дневных боев на его подступах воинами нашей 64-й стрелковой дивизии было уничтожено почти 300 вражеских танков и автомашин, а, оказавшиеся в окружении войска наших 4-х полевых армий ожесточенно сражались 2 недели, приковав к себе 25 немецких дивизий, которые по замыслу немецкого командования должны были сломить сопротивление в течении нескольких дней и последующим броском выйти на ближние подступы к Москве.

23 дня героически оборонялся город Могилев, недаром именно Могилев часто называют «отцом Сталинграда». Под городом впервые в бой вступили отряды народного ополчения.

6 дней держал оборону на вверенном участке фронта батальон милиции под командованием капитана Владимирова. Из 250 милиционеров смертью храбрых погибли 230.

Уже 29 июня в тыл врага было заброшено 28 диверсионных групп, насчитывавших более тысячи подготовленных бойцов.  Начало разворачиваться партизанское движение, так 28 июня первый успешный бой провел отряд под командованием Василия Коржа, а к 1 августа на территории Беларуси действовал 231 партизанский отряд.

Немецкий блицкриг был сорван именно здесь, на белорусском направлении! Именно поэтому так важно вернуться к более полному, объективному и справедливому освещению начального периода Великой Отечественной войны, воздать должное нашим воинам, не жалевших своих жизней, которые истекая кровью, будучи в окружении, бились с превосходящими силами врага. Многие тысячи наших храбрых патриотов лежат и сейчас безымянными в белорусской земле.

Нижайший поклон тебе, неизвестный солдат...

-6

Еще немного хронологии первого дня войны:

12:00 — Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов зачитывает обращение к гражданам Советского Союза: «Сегодня в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории… Теперь, когда нападение на Советский Союз уже совершилось, Советским правительством дан приказ нашим войскам — отбить разбойничье нападение и изгнать германские войска с территории нашей родины… Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вокруг нашего великого вождя товарища Сталина. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

13:00 — Президиум Верховного Совета СССР издает указ «О мобилизации военнообязанных...»

«На основании статьи 49  Конституции СССР Президиум Верховного Совета СССР объявляет мобилизацию на территории военных округов — Ленинградского, Прибалтийского особого, Западного особого, Киевского особого, Одесского, Харьковского, Орловского, Московского, Архангельского, Уральского, Сибирского, Приволжского, Северо-Кавказского и Закавказского. Мобилизации подлежат военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год включительно. Первым днем мобилизации считать 23 июня 1941 года.»

16:00 — После 12-часового боя гитлеровцы занимают позиции 1-й погранзаставы. Это стало возможным только после того, как погибли все до одного пограничники, оборонявшие ее. Начальник заставы Александр Сивачев посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Подвиг заставы старшего лейтенанта Сивачева стал одним из сотен, совершенных пограничниками в первые часы и дни войны. Государственную границу СССР от Баренцева до Черного моря 22 июня 1941 года охраняли 666 пограничных застав, 485 из которых подверглись нападению в первый же день войны. Ни одна из них не отошла без приказа. Из 19 600 пограничников, встретивших гитлеровцев 22 июня на направлении главного удара группы армий «Центр», в первые дни войны погибли более 16 тысяч.

17:00 — Гитлеровским подразделениям удается занять юго-западную часть Брестской крепости, северо-восток остался под контролем советских войск. Упорные бои за крепость будут продолжаться еще недели.

18:00 — Патриарший местоблюститель, митрополит Московский и Коломенский Сергий, обращается с посланием к верующим: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины».

23:00 — Обращение премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля к британскому народу в связи с нападением Германии на СССР:

«В 4 часа этим утром Гитлер напал на Россию. Все его обычные формальности вероломства были соблюдены со скрупулезной точностью… внезапно, без объявления войны, даже без ультиматума, немецкие бомбы упали с неба на русские города, немецкие войска нарушили русские границы, и часом позже посол Германии, который буквально накануне щедро расточал русским свои заверения в дружбе и чуть ли не союзе, нанес визит русскому министру иностранных дел и заявил, что Россия и Германия находятся в состоянии войны…

Никто не был более стойким противником коммунизма в течении последних 25 лет, чем я. Но все это бледнеет перед зрелищем, разворачивающимся сейчас.

Я вижу русских солдат, как они стоят на границе родной земли и охраняют поля, которые их отцы пахали с незапамятных времен. Я вижу, как они охраняют свои дома; их матери и жены молятся… О, да, потому, что в такое время все молятся о сохранении своих любимых, о возвращении кормильца, покровителя, своих защитников…

Мы должны оказать России и русскому народу всю помощь, какую только сможем. Мы должны призвать всех наших  друзей и союзников придерживаться аналогичного курса и проводить его так же стойко и неуклонно, как это будем делать мы, до самого конца.»

-7

22 июня подошло к концу. Впереди же были еще 1417 дней самой страшной войны в истории человечества.

Долгие три года белорусская земля изнывала под фашистской оккупацией. 260 лагерей смерти и 70 гетто было создано здесь за этого время. Только в одном «Тростенце» каратели уничтожили более 200 тысяч человек.

-8

На фронтах Великой Отечественной войны сражались один миллион триста тысяч белорусов, войсковыми соединениями командовали 217 генералов и адмиралов, имена многих воинов-белорусов стали легендарными.

Летчик Александр Константинович Горовец в одном бою сбил 9 вражеских самолетов, санинструктор Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко вынесла с поля боя 128 раненных бойцов, красноармеец Петр Иванович Куприянов закрыл своим телом амбразуру вражеского ДЗОТа. В городе Жодино установлен, может быть единственный на всем постсоветском пространстве, памятник  матери-патриотке Анастасии Фоминичне Куприяновой и ее 5(!) погибшим в годы войны сыновьям.

В Великой Отечественной войне Беларусь потеряла каждого третьего жителя — память о них должна жить вечно, а все мы, уважаемые читатели, в неоплатном долгу перед ними.

Автор статьи: Владимир Касьянов