Найти в Дзене
Сурово о финансах

Ляля Бежецкая: «Элегантность - это ум женщины. Выглядеть плохо - значит быть глупой и недалёкой»

Канал «Сурово о финансах» решил немного приоткрыть перед читателями увлекательный и таинственный мир бурлеска. Для этого мы пообщались с Лялей Бежецкой, основоположницей бурлеска в России (да простится нам за применение этого термина к неординарной, умной, интеллектуальной, тонкой и красивой женщине!).

Ляля, что же такое бурлеск, когда возник и когда пришёл в Россию?

- Бурлеск - это жанр, который для артиста и для зрителя нужно описывать разными терминами. Для зрителя, особенно в России, это погружение в атмосферу чувственности и роскоши былых эпох, как правило, в хорошем, элегантном ресторане в центре Москвы с заказом ужина и живой музыкой. Когда у вас есть особый повод (день рождения, годовщина, встреча друзей) и вы ищете способ отметить это весело и со вкусом, бурлеск-кабаре - это то, что вам нужно. Вас восхитят зрелищные и интересные номера, вы посмеётесь над шутками, насладитесь живым джазом, а хозяйка кабаре непременно встретит вас и подойдёт к вам после шоу.

Для артиста же бурлеск - это мастерство фантазий и интерпретаций. Главное для артиста бурлеска - воображение, остроумие и отсутствие ханжества (стыдливости). Это жанр для взрослых, а сексуальность - неотъемлемая часть взрослой жизни. Отрицать её, будучи артистом и стоя на сцене, означает не воспринимать публику всерьёз. Лично я именно поэтому и ушла из других жанров - я слишком уважаю зрителя, чтобы притворяться, что сексуальности не существует или что она не важна. Но одной сексуальности недостаточно: нужно ещё чувство юмора. Без этого бурлеск превращается просто в раздевание, которым в наше время уже никого не удивишь. Чтобы поразить воображение зрителя, артисту бурлеска нужно иметь своё, поистине бесконечное. Нельзя быть обывателем. Нужно много знать, читать, путешествовать, думать и рассуждать, смотреть фильмы, ходить на все шоу, на какие только можно. И даже шопинг становится частью работы: всё вокруг порождает образы и идеи.

В том виде, в котором я описываю, бурлеск существует в России сейчас. Когда я привезла его из Лондона в 2006 году, здесь не было вообще ничего, даже интереса к бурлеску. Надо мной смеялись, никто не понимал, чем я занимаюсь, никто даже не мог произнести слово «бурлеск».

Но примерно так было и во всем мире. Этот жанр начал повсеместно возрождаться самими артистами: всем наскучило то, что происходило на сцене в конце 1990-х - начале 2000-х, и все начали пробовать что-то «другое». Это произошло и со мной, и с моими знакомыми артистами в Америке, Европе, Австралии. А потом все с удивлением обнаружили, что это, оказывается, называется «бурлеск» и существует с XV века! Вот тут-то и началось объединение и масштабное возрождение жанра: артисты стали выходить за пределы своей собственной карьеры и создавать фестивали, проводить вечеринки, выпускать календари, открывать клубы. Я тогда ещё жила в Лондоне, но приняла решение переехать в Россию и продолжить работу здесь, чтобы этот интересный процесс не миновал эту интересную страну.

Как становятся артисткой бурлеска?

В самом начале возрождения бурлеска артисткой бурлеска можно было стать, только придя из стриптиза, цирка, варьете, беллиданса, водевиля. Имея сценические навыки, опыт покорения публики и будучи уже в возрасте чуть постарше, чем принято быть на сцене в других жанрах, артистка бурлеска была настоящей звездой, она могла выйти на сцену и одним движением ресниц поднять весь зал с места.

Сейчас девушки минуют этапы накопления навыков и сразу приходят в бурлеск, причём в юном возрасте (до 25). Лично я считаю это ошибкой, потому что тогда вместо поиска своего места на сцене и установления своей связи с публикой артистка начинает наспех усваивать приёмы и повторять их безо всякого смысла, а все силы отдаёт на расклеивание костюмов стразами, потому что это кажется ей самым главным. В результате возникает эффектная оболочка, но не возникает того горячего чувства, когда ты сидишь в зале как мышка, а артистка играет тобой как кошка. Этому можно научиться, но только если вы найдёте того, кто будет вас обучать.

Какие умения ценятся?

Нужно в первую очередь уметь хорошо двигаться. Мне больно смотреть на красивых молодых девочек, которые приходят ко мне на кастинги: они начисто лишены грации. Хочется спросить: а чем вы занимались всё детство? Почему не ходили на балет? Становиться балериной необязательно, но, если ты девочка, ты в любом случае должна с детства учиться изящным движениям рук, грациозной походке, умению танцевать под музыку. Ну как без этого?

То же самое могу сказать про полное отсутствие вкуса и умения одеваться. Это боль и страх: что происходит с этим миром, если женщины в нём разучились быть красивыми? Я знаю, вы сейчас мне скажете про бодипозитив и феминизм и про «не хочу наряжаться для мужчин». Но поймите: элегантность - это ум женщины. Выглядеть плохо - значит быть глупой и недалёкой. Никто не обязывает вас быть леди: это не обязанность и уж точно не перед патриархатом, это - привилегия!

Как понять: хороший, интересный, талантливый бурлеск видишь или не очень?

На месте зрителя я бы не задумывалась об этом:) просто любуйтесь и наслаждайтесь! Если вам номер понравился, значит, он хороший! В том-то и задача артиста, чтобы, зная жанр, овладев им мастерски, став его королевой, разложив его по всем полочкам с соблюдением всех критериев, на выходе просто представить публике готовый номер, который просто заставит её взорваться аплодисментами.

-2

Где и как можно научиться бурлеску? Есть ли в России какие-то «курсы повышения квалификации» или конкурсы/фестивали?

Существуют и фестивали, и школы, и многие артисты ведут мастер-классы.

Но на мой взгляд - в бурлеск нужно приходить готовым артистом из другого жанра. В бурлеске можно развить такие навыки как искусство обольщения, принцип построения номера, работа с реквизитом, поиск заказов и самопродвижение. Всё это должно ложиться на какую-то крепкую базу, иначе педагог будет либо мучаться с вами, либо врать вам и льстить. Вы навсегда останетесь любительницей, которую берут в «отчётные концерты», но никогда не станете профессиональной артисткой бурлеска.

А зря. Артист бурлеска - это, при желании, профессия до конца жизни.

На театральный спектакль работает много людей – костюмеры, рабочие сцены, осветители, звукорежиссёр, просто режиссёр. А как обстоит дело в бурлеске?

Центром всего является артистка. Каждый её номер - проект, над деталями которого может трудиться полгорода: кто-то паяет проволочные каркасы для головного убора, кто-то потом их расклеивает камнями, кто-то кроит корсет, кто-то помогает с хореографией. В моём случае это ещё и репетиции с бэндом и организация работы музыкантов, также продажи билетов, встреча гостей, переговоры с площадками, разработка афиш. Я также весьма щепетильна к тем программам, которые составляю, поэтому часто ставлю номера и предоставляю костюмы другим участницам, выступаю в роли продюсера шоу. Для меня важен определённый уровень качества, поэтому я не всегда могу взять чьи-то (пусть даже готовые) номера. Для меня редко «готовые» номера выглядят готовыми - мне нужны очень ёмкие, насыщенные, эмоциональные номера с максимальным обольщением зрителя и очень чётким, идеальным образом. Всё остальное для меня выглядит как хождение по сцене с поочерёдным снятием деталей костюма. Мне этого мало, поэтому я начинаю дорабатывать номера. Другой вопрос, что артистки часто упираются и не хотят репетировать, не хотят ничего дорабатывать, порой не хотят выступать под бэнд, требуют включить им фонограммы. Раньше я уговаривала и объясняла, но сейчас я просто больше не работаю с теми, кто не готов работать.

Какое будущее в России ждёт бурлеск?

У каждого своё. Кто-то потанцует и бросит и будет потом вспоминать о «хобби своей юности». Кто-то будет выступать на любительских сценах, купаясь в поддержке своих близких и коллег и не стремясь к большему. Кто-то не выдержит напряжения и сбавит градус, упростит задачу - начнёт просто давать вокальные концерты с бэндом, читать лекции о моде, вести уроки по стриппластике, устраивать импровизационные перфомансы. Тяжелее и интереснее всего придётся тем, кто решит повышать градус и продолжит наращивать профессионализм. Для этого нужно всё дальше и дальше уходить от любительского подхода работать на «семью», состоящую из определённых артистов и их постоянных зрителей, причём любой зритель тоже может выступить на сцене, а аплодисментами все щедро одаривают друг друга уже просто в качестве поддержки. Лично я этот этап прошла ещё лет десять назад. Считаю его важным, тёплым, ценным, но пройденным. Вместо этого лично я хочу всё больше и больше работать на зрителя, показывая ему то, чего он никогда нигде не видел и не сможет сам повторить. Я хочу, чтобы бурлеск вышел уже из недр субкультуры и занял своё место в культуре. Но больше всего я хочу просто видеть на своих мероприятиях публику и удивлять и радовать её, помня о том, что для этих гостей сегодня очень особенный вечер.

Спасибо!

Записал Константин Барановский