Найти в Дзене

Развитие экономических отношений | Часть 1 | От справедливости к эксплуатации

Всем нам из школьной программы известно как менялись экономические модели по мере развития человечества. Они проходили примерно такой путь:

  1. Племенная экономика
  2. Рабовладельческий строй
  3. Феодализм
  4. Капитализм
Картинка взята из открытых источников
Картинка взята из открытых источников

Что из себя представляла племенная экономика? По сути своей это наиболее справедливая веха в истории человечества. Именно в этот период равенство стояло превыше личных интересов, не существовало эксплуатации труда т.к людям нужно было действовать вместе, дабы выжить. Единственным видом экономических отношений был обмен. Условный индеец Джим мог обменять корзину картошки на горсть табака, принадлежавшего индейцу Рону. Накапливать богатства в таких условиях было невозможно, ведь обмен был равнозначный и ни одна сторона не получала прибыли. Однако, вместе с увеличением численности населения росло и число охотников. Условно, охотник за день может добыть еду на 2-ух человек в день.

  • Предположим, что население племени 20 человек. Тогда, для обеспечения питания племени необходимо 10 охотников. Однако, в племени случилось пополнение: родился ещё один человек. Через 15 лет население будет 21 человек и 10 охотников уже не будет хватать т.к они могут обеспечить лишь питание 20 человек. Таким образом "новый" человек станет охотником и будут появляется излишки еды, принадлежащие добытчику.

Итак, за счёт увеличения населения стали появляться излишки добычи. Однако вместе с появлением излишек увеличение населения привело так же к конфликтам между разными общинами. Например, община Зелёного Камня охотиться на лугах Серого Дождя и вдруг из-за большого количества "ртов" запасы пищи на этих лугах заканчиваются. Теперь общине Зелëного Камня необходимо уходить в поисках пищи. Неподалёку расположены луга Лилового Заката, но на них уже охотится община Чёрной Палки. Дабы выжить, охотники из общины Зелëного камня совершают набеги на охотников из общины Чёрной палки. Выжившие с обоих сторон становятся воинами - новой профессией. Однако воинам нужно руководство. Теперь мы возвращаемся к излишкам добычи. Логично предположить, что чем больше у охотника излишков, тем более искусный он охотник. И, вполне вероятно, воин тоже неплохой. Так же мыслили и люди того времени - предводителями своих армий они назначали наиболее зажиточных охотников. Предположим, что община Зеленого Камня одержала победу и захватила земли для питания. Однако люди в общине понимают, что на них также могут напасть и они оставляют этих предводителей на своих "должностях". Со временем этим предводителям отдает все больше и больше полномочий: охота, распределение пищи, руководство строительством и т.д... И со временем и возросшими полномочиями эти предводители уже не просто предводители. Это самые настоящие "старейшины", представляющие свои зажиточные рода, во главе с наиболее богатым предводителем - Вождëм.

Совет старейшин руководит племенем и все излишки направляет, как правило, в свои рода и в род вождя. Таким образом зарождается некая "знать", которая выделяется из общего фона людей большим хозяйством и местом "у руля" племени.

Различные племена редко торгуют между собой, предпочитая вести натуральное хозяйство (производство товара на внутреннее потребление). Деньги представляют из себя максимум ракушки и меха (либо другие простые товары), а единственной экономической ценностью является пища.