Легендарная тридцатьчетверка
В конце 1940 года были назначены испытания Т - 34 на подмосковном полигоне. Кошкин решил вести две опытные машины своим ходом до самой Москвы, чтобы в тяжелых условиях этого перехода еще раз проверить танк. Машина была не просто секретной, а совершенно секретной. Прежде, чем отправиться в путь, оба танка были замаскированы под обычные, но и после этого их вели в основном ночью, по дальним, окольным проселочным дорогам. Кошкин, забыв об отдыхе, недосыпая, сам нередко садился за рычаги управления. Через несколько суток без единой серьезной поломки танки прибыли в Москву. Прямо на площади в Кремле их осмотрели члены правительства, в том числе Сталин . Танки произвели хорошее впечатление. Они были красивы и, даже стоя на месте, казалось, рвутся вперед. А на что они способны, предстояло выяснить на танкодроме. Испытания были напряженными, даже жестокими, но обе тридцатьчетверки выдержали их с честью. Небольшие размеры Т - 34, его приземистость повышали защищенность. Такой танк мог легко "вписаться" в местность, остаться невидимым. Впервые в одной машине удалось объединить мощность орудийного огня, прочности брони, скорость и маневренность. Сразу было приятно решение о запуске Т - 34 в серийное производство. Михаил Ильич мог возвращаться в Харьков поездом. Однако он оказался ехать с удобствами и снова занял место в танке. Да харькова оставалось уже совсем немного, когда случилась беда. При переходе танков по льду реки Северный Донец машина, ведомая Кошкиным, провалилась под лед. Никто не погиб, и танк удалось вытащить, но купание в ледяной воде стало Кошкина раковым. Он сильно простудился и вернулся домой совершенно больным. Лежа на больничной койке ъ, Михаил Ильич подписывал рабочие чертежи, по которым бял строиться его танк. Все лето он проболел. Врачи оказались бессильны, и 26 сентября 1940 года Михаил Ильич скончался. Оставалось немногим больше месяца до выпуска первых серийных Т - 34. Число их с каждым днем увеличивалось. К началу Великой Отечественной войны было построено 1225 тридцатьчетверок. С первого же дня войны они начали свой ратный путь, удивляя и поражая немецких вояк, не ждавших появления у русских такого великолепного танка. "Этот танк, - заявил немецкий генерал Блюментаритт, - ввел германскую пехоту в уныние". Немцы спохватились, поняв, что нужно срочно создавать бронетехнику, которая могла бы противостоять русскому чудо - танку. Некоторые фашистские офицеры, не понаслышке, а своими глазами видевшие Т - 34 в бою, настойчиво предлагали на мудрствовать лукаво, а просто скопировать русский танк и начать выпуск такого же в Германии.
Но этого сделать не удалось. Генерал Гудериан вспоминал: "Конструкторов смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т - 34. Крое того, наша легированная сталь уступала легированной стали русских". Полностью копировать Т - 34 немецкие конструкторы, действительно, не стали, однако в новом немецком танке "Пантера" можно было заметить немало черт, взятых у прославленного советского. Это и расположенные под углом броневые щиты, и широкие гусеницы, и мощное орудие. "Пантера" была намного тяжелее Т -34 за счет более толстой брони (толщина лобовых листов составляла 80 миллиметров). Танк получился удачным и, что говорить, стал грозным противником на поле боя.
Посвящяится великому конструктору и людям воевавших на его творении...