Братья Маркус и Дэнни приехали на историческую родину, в небольшой английский поселок хоронить скоропостижно скончавшегося отца. И мало самого скорбного повода, мало того, что братья – абсолютно разные люди и терпеть друг друга не могут, так вдобавок в шкафу в отцовском доме они обнаруживают забравшегося туда старика, а при нем – сумку с большой суммой денег. И пока Маркус и Дэнни решают, как им поступить с вором и что за деньги в сумке (умерший вроде был небогат и кроме дома ничего детям не завещал), старик отдает Богу душу, существенно усугубив проблемы братьев – ведь, чтобы он не сбежал, они не нашли ничего лучше, чем напоить его виски и запереть все в том же шкафу…
«Завещание Драмонда» – сплав английского детектива и чисто английской же черной комедии. Авторское кино, снятое в 2010 году не слишком известным режиссером Аланом Баттерворфом. «Звездных» актеров в нем так же не задействовано. Вдобавок, фильм черно-белый, что как бы подчеркивает его артхаусную сущность, а заодно превращает его в одну большую пасхалку – отсылку к классике триллера и детектива.
Впрочем, в первую очередь это комедия. В основе ее, казалось бы, ничего нового. Типичный тандем героев, являющихся полной противоположностью друг другу – пунктуальный и занудный, вечно нервный и мрачный клерк Маркус и «неформал»-раздолбай Дэнни, ухитрившийся опоздать даже на похороны любимого отца. Первому за каждым деревом чудится убийца или полицейский, он во всем видит подвох, стремится все предусмотреть; второй рубит сплеча и действует на авось: труп? Закопаем! Полиция? Навешаем лапши на уши! Надо узнать, кто злоумышленник? Будем ходить по домам и устраивать подозреваемым допрос с пристрастием!
К старой, как мир, формуле «давайте заставим действовать сообща людей, у которых ничего общего и посмотрим, как это забавно» прибавлен типично английский рецепт черного юмора – видеть в любой чудовищной ситуации повод для тонкой иронии. Ведь английский джентльмен всегда остроумен и сдержан. В «Завещании Драмонда» олицетворением такого джентльмена является убийственно невозмутимый констебль; что бы ни случилось, он не теряет присутствия духа, неспешно патрулируя свои «владения» на велосипеде. Эта же английская чопорность царит во всем фильме, даже в визуальной подаче истории – «холодная» черно-белая картинка как бы позволяет зрителями отстраниться, наблюдать за происходящим со стороны, навязывая бесстрастно-ироничное восприятие.
Да и вообще дикие криминальные страсти в декорациях идиллической британской глубинки выглядят просто абсурдно, словно сюжеты стишков-лимериков. Ну зачем всем этим забавным старичкам и прочим милым провинциальным жителям кого-то убивать и охотиться за богатством? Немного раньше эту карту разыграл известный британский режиссер Эдгар Райт – в куда более мейнстримовой, но не менее британской и чернушной комедии «Типа крутые легавые». Но там абсурд и треш во второй половине фильма рушились с экрана лавиной на головы зрителям: картина Баттерворфа тоньше и меньше грешит против реализма. Впрочем, сравнивать сделанный по голливудским стандартам красочный комедийный боевик и камерную пародию на детектив бессмысленно – оба фильма хороши по-своему.
Что касается элементов детектива и триллера, то режиссер буквально вывернул эти жанры наизнанку. Понять, кто тут жертва, кто преступник невозможно, герои стремятся и узнать разгадку и запутать дело одновременно, полиция при этом проявляет невероятную пассивность. Большинство злоключений центральных персонажей являются следствием их же лихорадочной деятельности, а не козней злодея. Хотя основные принципы классического детектива соблюдены – в извращенной форме.
Почему стоит посмотреть? Это образец отличного английского юмора, без пошлости и примитивных шуток. Даже пошловатая тема переодевания в женскую одежду обыграна с тонкой мрачной иронией. Актеры играют отлично, особенно чертовски хорош констебль в исполнении Джонатана Ханслера, ну и исполнители главных ролей Марк Оостервеен (Маркус) и Филлип Джеймс (Дэнни) тоже не подкачали. И еще: даже несмотря на монохромную картинку с экрана время от времени просто веяло свежим деревенским воздухом.
Почему же фильм невзлюбили зрители? У черных комедий всегда почему-то низкий рейтинг. Честного говоря, не знаю, почему: понятное дело, что жанр этот на любителя, но все же, если ты ненавидишь такие фильмы, так зачем их смотреть? Нет, такое ощущение, что хейтеры черного юмора специально выискивают такие картины, чтобы поставить им низкую оценку. Странные люди! Ну и монохромная картинка – это тоже на любителя. Многие, думаю, сочли это претензией на интеллектуальность или что-то вроде того.
Но фильм стоящий, хотя ждать от него слишком многого не нужно. Просто английский джентльмены творят чисто английскую дичь в чисто английской глубинке.
Моя оценка - 9 из 10.
Другие недооцененные фильмы:
"Апостол"
"Астерикс на Олимпийских играх"
"Астерикс и Обеликс в Британии"
"Блюз Пекинской оперы"
"Вивариум"
"Два крутых придурка"
"Идиократия"
"ЛЕГО фильм 2"
"Мистер Бин на отдыхе"
"Монах и бес"
"Моя мачеха - инопланетянка"
"Ничего себе каникулы!"
"Особенности национальной охоты в зимний период"
"Офисное пространство"
"Паранорман, или Как приручить зомби"
"Праздничный переполох"
"Царь скорпионов"
"Человек-Муравей и Оса"
"Хан Соло. Звездные войны. Истории"