Утренняя стычка в южной части Надькалло даже не упоминается в учебниках истории. Из-за чего? Из-за нескольких павших солдат? За два или, может быть, три русских противотанковых орудия, которые были уничтожены нашим штурмовым орудием одно за другим в ходе быстрой контратаки? С военной точки зрения ситуация была стабильной.
Родина пришлет новых рекрутов, таких же беззаботных и одержимых сильным желанием долгой и счастливой жизни, как и убитых последних. В тот роковой осенний день что-то сломалось во мне: вера в то, что в конце концов мы победим врага. Атака элементарной пехоты - это одно. Вы могли бы справиться с этим, если бы знали, как. Сравнивать русских солдат с ролью пушечного мяса - большая несправедливость по отношению к их навыкам и достижениям. В их рядах было много отличных воинов. И все их части, закаленные Восточным фронтом. После Сталинграда они были опьянены многочисленными победами. Для русских каждый шаг вперед приближал их к окончательной победе над ненавистным противником. А с немецким ландзером хуже быть не могло. Он больше не был хозяином всего.
Великое танковое сражение, бушующее в Пусте с 6 октября, приближалось к своему апогею. Осознавая угрозу отрезания всей 8-й немецкой армии, верховное командование вермахта использовало относительно неиспользованный бронетанковый корпус недалеко от Будапешта. Это, конечно, означало разоблачение местного оборонного сектора. Команда поместила все на одну карту. Смелыми маневрами русские войска были атакованы, восстановив связь между 6-й и 8-й армиями.
Почти три недели храбрые танковые гренадеры бились от деревни к деревне. Все время со сменой приоритетов. Где бы они ни появлялись, противник нес большие потери в людях и технике. Но в то же время их боевая мощь уменьшалась с каждым боем. Немногочисленные имеющиеся танки были объединены с гренадерами в новые боевые группы. От них ждали невозможного. Положение усугублялось тем, что 15 октября венгерский регент Хорти уже начал переговоры о прекращении огня с Красной Армией. Внезапное исчезновение бывшего союзника и полный провал фронта в Венгрии были предотвращены в последнюю минуту отрядом коммандос Ваффен-СС. С тактической точки зрения за это сражение отвечал знаменитый оберштурмбаннфюрер СС Отто Скорцени. Он родился в Вене и сделал себе имя в сентябре 1943 года. когда он освободил Муссолини. До окончания войны он считался самым опасным человеком в Европе.
26 октября 1944 года должен был быть нанесен последний удар по окруженному русскому кавалерийскому корпусу. С его разрушением командование надеялось восстановить стабильность на этом кровавом фронте.
Рано утром мы знали, что в этот день будем атаковать. Все элементы дивизии собрались в деревне. Были подтянуты еще гусеницы и артиллерия. Наши позиции южнее были заметно тонкими. Вооруженные до зубов горные стрелки вышли из окопов и направились к окраине села. На другой стороне вышла изможденная пехота. Они не были похожи на обычные боевые единицы и чуть не упали от истощения. Преследуемые унтер-офицером, они заложили заброшенные окопы. Те, кто остался после трех тяжелых боев пулеметного расчета, теперь должны были сформировать отряд поддержки ослабленной линии обороны. Я все еще чувствовал себя паршиво и, чтобы мысленно отключиться, писал об этом в карманном дневнике. Мой товарищ из Эльзаса чувствовал то же самое. Дни взаимной поддержки окончательно закончились.