Для меня смотреть «Старые песни о главном» — будто мамин песенник листать. И удивляться, сколько же в нашей музыкальной культуре есть мелодичных, добрых, глубоких, просто красивых песен. «Наш сосед», «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Песня о друге», «На безымянной высоте». Но не все из них мне нравятся в той аранжировке и в том исполнении, в котором они звучат во втором фильме знаменитого телемюзикла.
Вот, например, песня «Наш сосед» в исполнении Анжелики Варум потеряла для меня всякое очарование. Миленький детский голосок уже не юной, в общем-то, певицы сделал из хита Эдиты Пьехи какую-то проходящую песенку.
Или послушайте, какой стала «пустой» в исполнении Алёны Свиридовой «Песня про медведей» . Не впечатляет ни пение, ни вся сцена, в которой певица играет продавщицу ёлок. Эта песня, кстати, мне видится своеобразным тестом на профпригодность: попадёшь в её «ловушку» простоты смысла, незатейливого мотива и споёшь ни о чём, как посредственность, либо расскажешь целую историю, как Аида Ведищева.
Не повезло и другой песне Ведищевой - «Помоги мне». Наташа Королёва перешагнула тонкую грань и вот песня зазвучала уже пошло. Да и играет она не лучше.
Но больше всего мне жаль песню «Нежность» в исполнении Татьяны Булановой. Она поёт в своей страдальческой манере, а вместо «Опустела без тебя Земля» мне слышится «Не плачь, ещё одна осталась ночь у нас с тобой…». И прямо вижу, как катится по лицу одинокая слеза. Это же просто ужас! А самое страшное, что такой «ужас» закрепился и крутился по радио и в те годы, да и сейчас. Никому, на мой взгляд, не удавалось ещё перепеть Майю Кристаллинскую. И не только из-за её волшебного голоса. В её исполнении нет горечи, страдания, а есть любовь, есть нежность и даже верность: «Если можешь, прилетай быстрей…».
Хотя, знаете, я попробовала бы доверить эту песню Полине Гагариной. У неё потрясающий сильный голос. Можно много спорить, но придётся согласиться, что песне «Кукушка» Виктора Цоя она дала вторую жизнь.
Кстати, в комментариях к моей статье о первых «Песнях…» одной из причин, почему больше не снимают «Старые песни о главном», чаще других называлось отсутствие на нашей современной эстраде профессиональных певцов, умеющих петь. Сейчас некому исполнить ретро-хиты. Мол, как могут их спеть Моргенштерн или Ольга Бузова? Я считаю, несправедливо забывать всех других молодых певцов!
Можно упрекнуть некоторых из них в безголосости. Но вы посмотрите на таких звёзд «Старых песен о главном 2», как Дмитрий Маликов, Алёна Апина, Виктор Рыбин, Ирина Аллегрова – только ленивый два десятилетия назад не прошёлся тогда по их «таланту». А сейчас мэтрами считаются!
Хотя, например, мне очень нравится, с какой теплотой и задушевностью спела в этом фильме Алёна Апина песню «Ромашки спрятались, поникли лютики». И Буланова здесь совсем по-другому смотрится: нет нарочитости, наигранности. Получился хороший дуэт.
А Виктор Рыбин в трио с Николаем Фоменко, Сергеем Мазаевым так проникновенно исполнил «На безымянной высоте», что я всегда в этом эпизоде слезу пускаю. Правда! Шедевральное исполнение шедвральной песни.
Думаете, современные певцы так не смогут? Собрать Егора Крида, Тиму Белорусских, да даже белоглазого Элджея. Поставить режиссёрскую задачу, снять рэперовскую бутафорию и звёздный лоск – пацанята же! «Их оставалось только трое из восемнадцати ребят...». Другой вопрос, захотят ли?
Так что в любое время найдутся такие исполнители, которые могут испортить даже очень красивую песню, и такие, которые будучи «безголосыми» споют лучше, чем в оригинале.
Например, Владимир Пресняков. Его хоть и трудно назвать безголосым, стоит только вспомнить фильм «Выше радуги», но в «Старых песнях о главном 2» он взялся перепеть песню золотого голоса России, Людмилы Зыкиной. И можете со мной не соглашаться, но его прочтение песни «Течёт река Волга» мне тоже и даже, может быть, больше нравится! В её исполнении для меня красив только припев и такой в нём чарующий переливчатый голос. Но как только она затягивает народным «Сказала мать, бывает всё сынок…», у меня возникает музыкальный диссонанс. Я очень ценю Людмилу Зыкину, моя бабушка её просто обожала. Но песня может звучать и по-другому.
И, всё-таки, может, не стоит вообще трогать старые песни?!
То ли споют, то ли не споют их современные певцы? Как думаете?