Найти в Дзене
Татьяна Юлаева

Как сдать ЕГЭ и не сойти с ума?

Оглавление

Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект

В минувшем году мы прошли это испытанское испытание. Желаю всем, кто сдает ЕГЭ, терпения и большой удачи. Верьте в себя, и все будет хорошо.

Знать бы, где упасть…

К единому государственному мы стали готовиться заблаговременно.

Примерно года за два. Первое, что сделали – определились с вузом.

Посоветовавшись с моей подругой, которая работает в известной авиакомпании, я решила, что авиационный – то, что нам надо.

– Сынуля, – сказала я. – Выбирай авиацию. Там множество направлений.

Хочешь, можешь пойти на инженера или координатора полетов или пилотом! И привела, на мой взгляд, весьма убедительный довод – все девчонки будут твои!

Затем выбрали само учебное заведение. Подгадали поездку на день открытых дверей Питерского авиационного института. Вуз, насквозь пропитанный романтикой и небом, нам очень понравился.

Выведали важные подробности поступления: какие экзамены сдавать, проходной балл, есть ли общежитие, столовая… Я была счастлива, мне все подходило, особенно тот факт, что в Питере живет моя родная сестра, а значит, сын будет под присмотром.

Одна только неувязочка – сдавать нужно было физику и математику, а Данил учился в гимназии социально-экономического профиля.

– Ну ничего! – сказала я. – Возьмем хороших репетиторов!

К выбору педагога подошли очень ответственно, подключили связи из министерства образования. Нам порекомендовали одного из лучших преподавателей в городе, сказали, что он не всех берет. Но нам повезло.

Я до сих пор премного благодарна Дмитрию Васильевичу. Он не только великолепно подготовил к ЕГЭ, но и стал настоящим мудрым наставником для сына. Именно он привил любовь к физике.

Вроде бы все было определено. Тогда я старалась все предусмотреть и даже не могла предположить, что в результате все случится совсем иначе.

Упс…

Первый сбой в моем плане «Борбаросса» произошел очень скоро.

– Мам, мне надо переходить в другую школу – с математическим уклоном, – сказал сын в начале учебного года в 10-м классе.

– Нет! Нет! И нет! – ответила я. – Я – против! Другая школа, неизвестно какие учителя, что за одноклассники…

Я была категорически против. Это и понятно. Данил учился в приличной гимназии. Все 9 лет. Там хорошо выстроена система безопасности. Камерная школа, где все друг друга знают. Я боялась непредвиденных трудностей в новом учебном заведении.

Но все пошло не так, как я себе представляла. Однажды, вернувшись из командировки, сын сообщил, что уже перешел в другую школу. В физико- математический класс. Как потом выяснилось – правильно сделал. Те ребята, которые остались в гимназии, но сдавали физику, получили гораздо худший результат, чем Данил.

Лампа, стул и стол. Тетрадь, Данил и ручка

Последний год перед экзаменами Данил занимался, что называется, не поднимая головы. Кроме того, чтобы поступить в авиационный, необходимо было пройти специальную медицинскую комиссию – ВЛЭК. Все шло по плану, но однажды сын мне сказал: «Я не буду поступать в авиационный».

Сначала я думала, что он пошутил.

– Как это так? – говорю. – Все же уже решено. Ты поступаешь в авиационный. В Питер.

– Нет, я не буду поступать в авиационный.

Пришлось согласиться. Он сам нашел себе вуз в Москве, связался с приемной комиссией, подал туда документы. И для подстраховки еще в несколько подобных вузов страны.

Везет как утопленникам…

Наши дети – 2002 года рождения – прошли трудные испытания, сдавая ЕГЭ.

Экзамены неоднократно переносились из-за эпидемии коронавируса. На дворе был уже июль. Жара стояла адская – сорок с плюсом. Люди ходили, как вареные. Мозг совершенно отказывался соображать.

Первым шел экзамен по русскому языку. За него переживали больше всего.

После сдачи сын пришел домой довольный. Не понимаю, откуда, но обычно он уже знал свой результат еще до того, как его объявят. Насчет русского сказал, что все должно быть нормально: 90 – 100 баллов.

Блин блинский

Второй была математика. За нее мы особо не переживали, а зря, как выяснилось потом.

В тот день, вернувшись с работы, я увидела, что ребенок ужасно расстроен.

Не хотелось бы мне еще когда-то пережить нечто подобное.

– Я написал экзамен, как троечник. Чтобы так сдать, можно было вообще не готовиться. Я же потом вышел и в уме все эти задачи перерешал и понял, что наделал кучу ошибок.

– Что случилось? – упавшим голосом спрашиваю. – Как такое могло произойти? Почему?

– МАМ! Не знаю я! Не знаю! Наверное, был слишком уверен в себе.

Весь следующий день он перебирал в голове задания. Разговаривал то ли со мной, то ли сам с собой:

– Вот там же нужно было вычесть…а, может, я в этом задании все-таки так написал….. да нет же! Я помню, я ответил неправильно! У меня будет 60, в лучшем случае 70 баллов. Чтобы так написать, можно было вообще ничего не учить.

В голосе и во всем поведении ощущалась редкая досада на себя. Когда что-то уже случилось и ты не знаешь, как это произошло, и теперь ничего нельзя исправить. Я старалась, конечно, успокоить, как могла, хотя и сама понимала, насколько все серьезно.

«Такая подстава, такое поражение. Столько вложено – денег, сил. Мы

максимально хотели все предусмотреть. И тут такое…» – думала я тогда.

– Как так случилось? – в очередной раз спрашиваю сына.

– Не знаю. Пять часов решал, не выходил из класса. Еще сто раз все проверил.

– Как не выходил? И в туалет не выходил?

– Нет, чтобы время не терять.

– А ты пил воду?

– Нет.

– В такую жару, когда в помещении нет кондиционера, ты еще и воду не пил?! У тебя было обезвоживание. Твой мозг просто перестал адекватно работать. Господи, почему я тебе не сказала, что надо воду пить?

– Мам, хватит, уже ничего не изменишь. Уйди вообще отсюда.

– Возьми себя в руки. Успокойся. Еще ничего неизвестно.

– Мам, отстань от меня.

– Ты вообще не можешь управлять своими эмоциями.

– Мам, выйди отсюда!

Выйдя из комнаты, я услышала, что там что-то происходит. Заглянула в дверь – из всех шкафов вылетали талмуды исписанных тетрадей, решенных и перерешенных задач.

– Оставь, – говорю. – Может, они тебе еще пригодятся.

– Не пригодятся!

Впереди был еще один экзамен. На улице стояла все та же адская жара.

Помню, как он оделся, собрал все скомканные тетради в пакет и пошел на консультацию по физике. В окно я видела, как засовывает по одной рукописи в контейнер для макулатуры – год упорного и бесполезного труда.

Вот тогда мне пригодились все знания психологии и эмоционального интеллекта, чтобы хоть как-то себя успокоить. Не сойти с ума и пережить эту боль. В душе была жуткая досада, чудовищное сожаление, жалость, страх, что намеченные планы не сбудутся.

Хеппи энд

А вот после сдачи физики у нас был праздник! Мы подсчитывали примерное количество баллов, плюс золотой значок ГТО. По нашему разумению, все должно было получиться. После официального оглашения результатов сомнения были развеяны окончательно.

Первыми позвонили из Санкт-Петербургского государственного университета. Поздравили, что прошел в «первую волну». Но Данил упорно ждал результаты конкурса выбранного им вуза. И, конечно же, они были положительными.

Теперь мой сын – студент Московского Национального исследовательского университета «МИЭТ». Уже оканчивает первый курс. Есть все предпосылки, что с отличием.

Однажды он мне сказал спасибо за то, что я надоумила его на авиационный.

Ведь именно тогда он решил сдавать физику, и это определило его выбор.

Зачем нам все эти испытания?

Я благодарна судьбе за то, что преподнесла нам эти трудности. Пережитые отчаяние и боль делают человека лучше. Страдания нас не только размягчают, но и учат сочувствию.

Поэтому я и написала всю эту историю, чтобы вы знали – всякое бывает, но многое от нас не зависит. Крепитесь! Все будет хорошо!