Слезы — один из самых мощных инструментов воздействия на человека. В личном разговоре или со сцены — это всегда, осознанная или нет, но манипуляция чувствами «зрителя».
Чтобы добиться нужного эффекта, существует множество разных техник и способов, но с точки зрения медицины всё всегда одинаково: слезные железы вырабатывают жидкость, которая омывает глазное яблоко и через небольшие каналы попадает в полость носа. И вот — слезы выступают на глазах и красиво текут по щекам.
Такая реакция обусловлена одной из двух причин — механизмом рефлекторной защиты или психоэмоциональной. Проще говоря, вы либо на что-то реагируете эмоционально (процесс идёт изнутри), либо реагируете физиологически (на внешний раздражитель). Характерно, что в обоих случаях с помощью слёз наш организм защищается. А значит, мы выглядим трогательно и проникновенно, нам хочется сочувствовать.
Таня Вайнштейн, художественный руководитель школы «Легкие люди»: Пытаться просто заплакать — с моей точки зрения, неверная тактика. Потому что, как правило, у тех, у кого есть сложности с тем, чтобы плакать, проблемы со всем эмоциональным спектром. Обычно такие люди с трудом выражают гнев или радость, по-настоящему редко ощущают счастье — и так далее. Так показывает моя личная практика, я не психолог, я всего лишь педагог по актерскому мастерству. Я хочу сказать, что если бы вы, допустим, занимались спортом и пытались накачать только одну мышцу — например, бицепс или ягодицы, — это было бы неправильно и лишено смысла. То же самое и здесь: вы пытаетесь прокачать только навык рыдания, а я предлагаю заниматься всем эмоциональным спектром.
Раз уж уметь в нужный момент пустить слезу — такой полезный навык и классное дело, то возникает вопрос: как научиться плакать быстро и без причины?
Владимир Кузнецов, актер, режиссер, преподаватель актерского мастерства:
Есть такой стереотип, что если ты не можешь моментально заплакать, то ты плохой артист. Это, конечно, бред полный, и я однажды провел эксперимент с курсом «Легких людей»: дал задание — всем плакать. Конечно, не у всех сразу получилось, но главное — студенты поняли, что у каждого актера с опытом появляется свой способ вызывать слезы. Это очень индивидуальная вещь, несмотря на то, что традиционно артистов учат по Станиславскому, через психологию — погружаться в предлагаемые обстоятельства. Или отталкиваться от воспоминаний. Могу дать лайфхак, которым пользуюсь сам: сколько можешь, погружайся в обстоятельства, когда они заканчиваются, делай через воспоминания, а если и они кончились — пользуйся дополнительными средствами, воздействуй на физиологию. Но последнее подходит скорее для кино — там можно сделать 18 дублей. В театре редко прокатывает.
Кроме того, есть специальное средство, которое продается в магазинах с театральным оборудованием, на профессиональных сайтах для гримеров — это слезный карандаш. Он изготовлен на основе ментола, и помогает заплакать уже через 1 минуту. Актриса Ирина Горбачёва сняла об этом скетч:
В целом, все существующие способы заставить себя быстро и сильно заплакать делятся на три больших раздела: эмоциональный, технический и физиологический.
1. Вызываем эмоции.
Не всем нужны специальные приспособления, чтобы заплакать, — иногда достаточно вспомнить старую обиду или трагическое событие из жизни, сюжет трогательного фильма или книги.
Кстати, вам стоить знать: если вы решили вызвать слезы с помощью памятных происшествий, то могут пригодиться как печальные, так и очень светлые, радостные моменты. Нужно сфокусироваться на воспоминании и буквально «прожить» его заново (как будто вам нужно вызвать Патронус, да): секунда за секундой восстанавливать в сознании мельчайшие подробности события, которое много для вас значит, — если вы всё делаете правильно, не просто «прокручиваете» в голове, а реально чувствуете это воспоминание, то очень скоро по телу побегут мурашки, а к горлу подкатит ком. А там и слезы появятся.
Таня Вайнштейн:
Станиславский предложил метод «кинолента видения»: вы видите событие как кино — как началось, какая была погода, кто вокруг вас был, какие были обстоятельства, о чём вы думали, что вы чувствовали в этот день, как всё развивалось. Именно в этой подробности, в постепенном входе в ситуацию и есть залог успеха — вы оказываетесь эмоционально вовлечены.
Тут важно понимать, что наша цель — не впасть в депрессию от трагических воспоминаний или сюжетов, а всего лишь вызвать слезы.
Есть и другой способ, похожий на этот, — самовнушение. Это та самая вера в предлагаемые обстоятельства: плакать не из-за безвременной кончины любимого хомячка (вообще-то повод серьезный, никакого обесценивания), а по той же причине, по которой плачет ваш герой. Это требует многих тренировок, но оно того стоит — естественность и органичность рыданий обеспечена.
Таня Вайнштейн:
Второй способ, который я предлагаю попробовать, это одна из техник по методу школы Иваны Чаббак (театральный педагог из США, автор 12-ступенчатой техники совершенствования актерских навыков) — под названием «сверхцель». Вам нужно понять, зачем вообще вы хотите заплакать, а ваша сверхцель должна относиться к зрителю или партнеру. Выберите конкретную цель и определите: вы хотите, чтобы он вам посочувствовал? Чтобы поддержал вас, помог вам? Чтобы ему стало стыдно? Придумайте (или выучите) текст, и пока будете произносить его в адрес этого человека, постепенно дойдете до точки вовлечения — и у вас будет шанс заплакать.
2. Техника и подручные средства.
Иногда так случается, что мы будто не можем дать себе волю, позволить расплакаться — боимся показаться слабыми и ранимыми. Тогда в дело идут вспомогательные инструменты.
Самый распространенный из них (и вам, скорее всего, он уже пришел в голову) — это репчатый лук. В его составе содержится вещество лакриматор (от лат. lacrima — слеза), которое выделяется, когда мы нарушаем целостность овоща. В результате выделяется небольшая доза серной кислоты, которая жжет глаза, — а они, в свою очередь, начинают защищаться с помощью слез.
Это безотказный способ, но вообще-то лук не очень удобно носить с собой. Даже если вам удастся спрятать его в рукав или кармашек, при близком общении люди смогут учуять запах. Так что будьте бдительны.
Еще один продуктовый способ — цитрусовые (апельсин или лимон). Этот способ опаснее, потому что сок капают непосредственно в глаза. Обязательно разведите его в равной пропорции с водой! Противопоказано при аллергии на цитрусовые.
Актеры часто пользуются ментолом (тот же карандаш или мазь «Звездочка») и нашатырным спиртом: эти вещества достаточно просто понюхать, чтобы слезы хлынули из глаз. Ни в коем случае не допускайте, чтобы ментол или спирт попадал в глаза! Для эффекта будет достаточно аккуратно натереть нижнее веко или переносицу.
Другой действенный способ — использовать специальные анестезирующие капли для глаз. Сульфацил натрия или альбуцид безопасны и помогают спровоцировать слезоотделение, если закапать 8-10 капель.
3. Физиология.
Топ-3 распространённых актерских лайфхака:
- долго смотреть в одну точку, не моргая: глаза пересохнут и сами наполнятся слезами;
- смотреть против ветра, не моргая (следите, чтобы вместе с воздухом в глаза не попали песчинки и мелкий мусор);
- зевота: пара минут сдавливания слезных желез — и вы плачете.
Но есть и другие способы. Об одном из них — непростом, но очень крутом — рассказала Таня Вайнштейн:
Для актера важно развивать весь спектр эмоций, но теперь вы знаете, как быстро расплакаться, — осталось выбрать метод, который подходит лично вам!
Об этом и других актерских инструментах и хитростях мы рассказываем на наших занятиях.
Мы учим работать с эмоциями и использовать их как эффективный актерский инструмент на наших курсах и интенсивах. Мы — это школа актерского мастерства «Легкие люди». Мы преподаем с 2009 года и за это время обучили больше 10 000 учеников. Обучение проходит на наших площадках в Москве и в Петербурге, а также онлайн. Если вы заинтересовались, оставьте заявку, и с вами свяжется наш менеджер и ответит на любые ваши вопросы об обучении в «Легких людях».