Найти тему
Бизнес-клуб «Атланты»

5 шагов к эффективному партнёрству в бизнесе

Оглавление

Задумываетесь о поиске бизнес-партнёра? Осознаёте ли вы все риски? Как подготовиться к появлению нового человека в доле компании? Рассказывают и делятся опытом резиденты и эксперты бизнес-клуба «Атланты».

Когда и для чего нужны партнёры

Три типичных случая, когда предприниматели чаще всего задумываются о партнёрстве:

1. Вы создали стартап.

Есть мнение, что больше шансов на успех имеют те стартапы, во главе которых стоят три основателя. Надёжным партнёрством можно повысить шансы на выживание проекта.

2. Вам нужна уникальная экспертиза.

Ваших компетенций не хватает для стратегического планирования или управления компанией на данном этапе.

3. У вас не хватает ресурсов для масштабирования.

Чаще всего речь о финансах, но также имеются ввиду опыт, знания, связи потенциального партнёра.

С чего начать путь к партнёрству

Артём Агабеков, основатель «Фабрики окон», сооснователь рекламного агентства «Adventum»:

- Для меня история про партнёрство начинается с того, что я запрещаю себе делать то, в чём у меня низкий КПД. Признаю, что в чём-то я однозначно двоечник, что есть люди, которые могут делать лучше. Так появляется запрос на таких людей. Так начинается путь к партнёрству.

Ответьте честно на вопросы: что вам нравится делать, а что нет; какие у вас таланты и какие слабые стороны. Поняв себя, вы поймёте, кого ищите в партнёры – этот человек должен уравновешивать ваши качества, чтобы принести пользу компании.

Где искать партнёров

Часто судьбоносные встречи происходят на форумах, во время обучения в бизнес-школах, в рамках бизнес-клубов. Везде, где встречаются единомышленники.

Первый шаг: присмотреться

Прежде чем начинать работать вместе, посмотрите на человека в бытовых ситуациях. Лучшая проверка – совместное путешествие или общий мини-проект с коротким сроком реализации. Устройте друг другу тест-драйв.

Второй шаг: договориться

99% конфликтов партнёров возникает из-за того, что люди не проговорили какие-то базовые вещи на начальном этапе.

Бизнес-партнёрства чем-то напоминают семейные отношения. Тут тоже нужно вкладываться, постоянно разговаривать, договариваться и время от времени сверять взгляды на жизнь. Ударив сегодня по рукам, мы не можем быть уверены, что через 10 лет этот человек будет точно так же рвать землю под ногами.

Третий шаг: доли и зарплаты

Сколько и за что партнёр будет получать? Важно понимать, что совладение в партнёрстве – это не всегда выполнение трудовой функции каждый день. Что на самом деле деньги, которые получает партнёр, имеют две природы.

Дмитрий Гриц, кандидат юридических наук, автор книги «Адвокат бизнеса»:

- Первая – это природа владения. Когда он вложился в начальный капитал, дал первый импульс, привнёс свои компетенции, время, деньги, связи. Он вложил свои ресурсы на определенный период времени, и этот период правильно будет сразу оговорить: условно, в первый год никто не имеет права выходить из операционного управления.
Вторая природа – зарплатная. Это те деньги, которые партнёр получает за своё участие в функционировании компании.
В первом случае – это дивиденды, а втором – зарплата, которая исчисляется от прибыли или иным путём.
Важно понимать, что каждодневное участие партнёра должно оплачиваться зарплатными деньгами, а не долей. Выход партнёра из операционной деятельности должен забирать у него зарплатную часть, а не долю.

Четвёртый шаг: ритуалы для кризисных ситуаций

Когда партнёры ссорятся, первые, кто уходят из компании, – обычно самые ценные кадры, самые эффективные и профессиональные. Эти люди знают себе цену, они уверены в своей востребованности на рынке и им не интересно тратить своё время на работу, у которой нет будущего.

Придумайте с партнёрами некие понятные только вам ритуалы, которые помогут определять, что ситуация накалилась и проблему нужно срочно решать. Дмитрий Гриц рассказывает, что в одной из компаний, которую он консультировал, в острых ситуациях партнёры вывешивают на доску для записей вымпел футбольного клуба – соперника их любимой команды. Никому не хочется, чтобы в офисе висел вымпел противника. Если он на доске – ситуация SOS, в течение суток они обязаны сесть и минимум час поговорить.

Пятый шаг: учитесь доверять

Главный камень преткновения для всех потенциальных партнёров – отсутствие доверия. Как впустить в свой бизнес нового человека?

Рубен Варданян, старший партнёр бизнес-клуба «Атланты», социальный предприниматель и венчурный филантроп:

- Сейчас все мои проекты – и в бизнесе, и в благотворительности – партнёрские. Одни удачные, другие не очень. Иногда с партнёрами везёт, а иногда наоборот. Интересный феномен: когда у тебя 10 партнёров и один из них подвел, ты теряешь доверие ко всем остальным.
Одно из преимуществ клуба «Атланты» – все резиденты в достаточно сознательном возрасте пытаются научиться другу доверять. Это непросто, ведь у каждого за спиной свой опыт. Но они видят, что тут собрались люди со схожими взглядами, и это располагает.

Расскажите про свой опыт партнёрства: для вас это скорее удачный союз или кошмарное воспоминание?