Кровожадные, голодные, злые и очень страшные зомби-главный злодей каждого фильма про зомби-апокалипсис. Живые мертвецы, нападающие на человека с целью убить и съесть, либо сделать себе подобным. Столкнемся мы с ними когда-либо в живую?
Натуралист Евгения Тимонова утверждает, что вирус зомби возникает как одна из форм симбиоза — паразитизм. Зомбирующий эффект таким образом проявляется, когда один организм встраивается в другой, подчиняя его поведение своим целям. Причем, хозяину кажется, что его действия не зависят от кого-то извне, хотя на самом деле они управляются паразитом. Вирусы лучше других агентов справляются с изменением чужого сознания.
Если в наше время человек создаст вирус зомби, то к сожалению, его распространение будет очень сложно контролировать, потому что это будет быстро и неизбежно.
1. Почему зомби не нападают на всех подряд, даже на друг друга?
Ответ прост: человек-есть животное с очень высокой внутригрупповой кооперацией. Для него важно разделение на «своих» и «чужих». Эта способность передалась человечеству генетически от дальних предков.
2. Правда ли, что миф о зомби возник на реальных событиях?
Изначально, образ зомби создавался под влиянием некоторых факторов. Этот образ пришел в американскую культуру из фольклора Гаити, в котором зомби рассматривались как тело без души, вынужденное служить колдуну.
Согласно верованиям Вуду, человек состоит из души и плоти, если их разделить, то вторая часть обязательно будет под властью мага. Речь идет о теле умершего, но бывает и так, что маг может заточить в ловушку душу усопшего.
Есть предположения, что легенду о зомби придумали африканское рабы, а слово произошло в результате смешения двух слов с языка конго-«нзамби» (бог) и «зумби» (фетиш). Только происхождение зомби не ограничивается просто религией. В криминальном кодексе Гаити 1883 года есть отдельная статья, запрещающая «бокору» превращать людей в зомби. А значит речь идёт не просто о религии, а нескольких задокументированных прецедентах.
Историки считают, что кодекс говорит не о буквальном воскрешении мертвых, что означает запрет доводить людей до состояния, пограничного со смертью. Считается, что местные шаманы могли ввести жертву в кому, после выхода из которой она становилась безвольной и послушной.
Уэйд Дэвис, этноботаник, сделал один из самых важных исследований в ХХ веке по изучению гаитянских «зомби». Он описал все в своем труде «Змей и Радуга: путешествие в секретное общество гаитянских вуду, зомби и магии». Учёный считает, что местные шаманы создавали «зомби» при помощи двух химических веществ. Тетродотоксин, добываемый из ядовитых рыб, угнетал нервную систему и доводил жертву до коматозного состояния, наркотики дурмана делали человека безвольным, подверженным внушению. Выжившие после процедуры «зомби» полностью подчинялись приказам шамана.
Некоторые истории указывают на то, что после введения препаратов, люди могли оказаться в глубокой коме, за это время их успевали похоронить. Они приходили в себя на кладбище, пребывая в состоянии острого психоза, отсюда и могли появиться легенды о воскресших мертвецах.
3. Ученые определили страну, которая может пережить зомби-апокалипсис
Ученые создали математическую модель зомби-апокалипсиса. В этой модели есть три популяции: зомби, военные и гражданские. Каждая из популяций имеет свою цель, что очевидно.
В классических моделях этой войны, победителями всегда оказываются зомби, но присутствие армии, способной убивать "живых мертвецов" эффективнее обычных людей, кардинально меняет картину. Даже если военных немного, они, как показывают расчеты, могут заметно оттянуть время полного вымирания человечества.
Если число военных, где произошла вспышка эпидемии, достигает 46 солдат на каждую тысячу гражданских, то зомби будут побеждены. Армия уничтожит достаточное количество зомби в начале распространения эпидемии, до того, как она разрастется до неконтролируемого уровня.
Такими вооруженными силами, как отмечают математики, пока обладает только одна страна — Северная Корея.