Найти в Дзене

Деревенская весна

Вы знаете, какой самый трепетный день в году, после нового года и дня рождения? Нет? Тогда, пожалуй, я расскажу вам про 22 марта – день весеннего равноденствия, тот самый день, когда зима перестает быть зимой, потому что солнышко берёт верх над холодными и длинными ночами. Бабушка сказывала мне, что по этому дню можно определить, какая будет весна! Немаловажно, знаете ли, когда у тебя день рождения ни где-нибудь, а в мае!

- Вставай на рассвете, с солнышком, и увидишь. Ежели снег подстыл, схватился коркой – жди 40 штук морозных утренников! – и это предсказание леденило кровь в моих детских сосудиках. Это означало, что лета ждать еще долго, и на день рождения может быть холодно, ведь 40 морозов не обязательно пойдут подряд, среди них, конечно, будут оттепели, тогда считать придется долго.

Но минутное разочарование очень скоро сменяется ребяческим азартом. Мы с бабушкой начинали добросовестно вычеркивать «холодные зори» в маленьком карманном календарике, хранившемся под краешком клеёнки на кухонном столе, чтобы точно понять, когда уже начнется лето, а вместе с ним и посадки в огороде без опасности потерять саженцы под слоем снега. Как ни крути, схема работала! Счастью не было предела, когда сороковой день наступал где-нибудь в начале мая, и я с ликованием бежала запихивать подальше в шкаф свою куртку, шапку и сапоги. Это означало, что пришел конец неожиданностям весны, и можно расслабить чресла.

Это означало, что закончились микро-лужицы с тооооненькой корочкой льда, которую так приятно с хрустом разломать ботинком. Любимое занятие по пути в школу! Это означало, что тюльпаны наконец зацветут, и будут стоять охапкой на столе в день моего рождения. Это означало, что на пасхальном пикнике можно сидеть прямо на траве, не боясь застудить при этом почки, или что там у нас внутри?

Но 40 утренников – это не все сюрпризы, которые грозили моему дню рождения. Бывало, природа пускала в ход дополнительные и совершенно безапилляционные силы – зацветала черёмуха!!! Бабушки всплескивали руками и цокали языками: «Смотри-ка что, мороз на черёмуху! Говорила я тебе, Прокофьевна?! Природа не ошибается!» А черёмуха эта очень уж любила зацветать на мой день рождения, после недельки майского тепла. И мне ничего не оставалось, как молиться о награде небес, щадящих число 14, силой мысли пытаясь отодвинуть пышные белые грозди с пчёлами поглубже в май.

Я любила и не любила май одновременно. В мае происходило невероятно быстрое оживление всего живого: цветение деревьев, радость приближающегося лета, первые пикники, игры в прятки с клещами, стычки то с пчелами, то с братом – и что из этого больнее, я уже не вспомню… В мае можно было найти подарок под подушкой, можно было сесть на поляне у леса и высасывать сладкие капельки нектара медунок, перепираться с братом из-за первой редиски, украшавшей обеденный стол, а также яростно драться из-за того, что он тискает моего котёнка, которого подарили именно мне именно на день рождения. Обидка налицо! И всё же вернёмся к тёплому прекрасному маю.

Вся досада тёплых именин состояла в грядках и картошке. Можно сказать, что у нашей семьи была традиция сажать картошку именно в мой день рождения. Что уж тут поделать, когда праздник в середине мая, «от работы не убежишь» – говаривали старшие! Иначе она догонит и даст пинок под зад, и придется все грядки в один день вскопать (так называемый огородный интенсив).

Внутри меня всё бунтовало! «Мой праздник, я хочу отдыхать!» - топала ножками моя внутренняя насупившаяся девчонка. Но, к сожалению (или к счастью), в моей голове не было места варианту «ослушаться взрослых». И я, понурая, натягивала резиновые сапоги, подвязывала волосы платком (поверх красивой праздничной прически) и плелась на поле раздавать клубни лункам, и желательно ростками вверх. А как иначе, если в маленьком тельце уже поселился сеньор Перфекто, если уж делать что-либо – то обязательно с подспудным вопросом «это максимум что я могу?». Тем более, потом так приятно наблюдать плоды своего труда! Посаженный таким образом картофель давал всходы на неделю раньше бездумно брошенных в лунки клубней. Я ставила плюсик в своей мысленной зачетной книжке и умиротворенная улыбкой внутреннего сеньора Перфекто, скакала по ограде, наверное, желая быть похожей на бабочку.

Но о бабочках (и к моему стыду – о негуманном обращении с ними) я расскажу позже, ведь речь идет, всё-таки, о весне. Весной совсем другие заботы, нежели думать о бабочках.

Весна в деревне – это первая травка на южной заваленке бабушкиного дома, которую так важно откопать из-под снега для кур, которые в свою очередь страдают из-за авитаминоза. Всю зиму они ждали, пока Лена откопает им первую зелень, чтобы одним прекрасным апрельским днём с жадностью урвать дарованные стебельки и поклевать соседа, который невольно хапнул пучок побольше. А Лена, соответственно, ощущая всю важность собственной миссии, замерзшими пальцами откидывает талые комья снега и выстригает зеленые пучки – курам [нет, не на смех, а->] на радость, ведь все хотят вкусняху!

Весной особенно ощущалась новая жизнь… Не только природа, а всё-всё-всё пробуждалось к существованию. У нашей коровы появлялся телёнок, и если это была девочка – зачастую ее так и звали – Марта или Апрелька, и гораздо реже – Мая, в честь того месяца, в который она родилась. А телёнка-мальчика могли звать просто Месяц, уж не знаю, что за половая дискриминация…

Взрослые шуршали всю ночь, обеспечивая необходимым комфортом счастливую маму-корову и появившуюся на свет маленькую жизнь, а я с трепетом вжималась в подушку, силясь заснуть, но всё равно невольно прислушивалась к суетливым шагам и приглушенным голосам в соседней комнате. А утром, небрежно натянув на себя что попалось под руку, я второпях бежала в загон, чтобы посмотреть на кроху и дать ему имя. Неимоверно интересно, какую расцветку он взял?… Мальчик это или девочка? Какой у него характер – подвижный или спокойный? И, наконец, есть ли белая звездочка у него во лбу? Тогда может быть он вообще …волшебный!

- Мам, а почему теленок такой пушистый? – задумывалась я, уплетая за завтраком бутерброд с сыром. – Корова же не мохнатая, а он мохнатый.

На самом деле зимой в Сибири корова тоже мохнатая. Как и все зимующие животные, по осени она меняет одёжку на более тёплую. Но в пропорциях коровы её мохнатость не так уж заметна, зато малыш выглядит как я, когда замотана в бабушкину пуховую шаль: комок шерсти, глазёнки и ножки-спичинки. У телёнка, правда, есть бонус – крутой кожаный нос, у меня такого нет. Малыш немного похож на очень длинноногую собаку. Собаку в вариации Сальвадора Дали. Озорной, настороженный взгляд, смешные торчащие в стороны уши и широко расставленые ножки, выдающие его первый день на земле. Это волосатое чудо поистине завораживает! И я наведывалась в загон по несколько раз в день, просовывая руку в калитку и пытаясь погладить малыша под неодобрительные взгляды коровы-мамы. Кроха принюхивался, а потом резко отпрыгивал, выделывая в воздухе совершенно невообразимые кульбиты, а я смеялась и подзывала его снова.

Это далеко не всё, что я могу сказать о нашей очень вкусной и долгожданной весне. Но предлагаю получать сладкое дозированными порциями, чтобы не потолстеть;)