Найти тему
приметы времени

Зачем европейские страны отказались летать в воздушном пространстве Белоруссии?

Еще семь европейских стран отказались от полетов (и пролетов) в белорусском воздушном пространстве, а также запретили летать в их воздушном пространстве белорусским авиаперевозчикам (госкомпании Белавиа- других нет).

А с чего все началось - с инцидента в воздушном пространстве Белоруссии 23 мая 2021 года и посадкой в Минске Boeing 737 авиакомпании Ryanair (по случаю в самолете оказался разыскиваемый белорусский оппозиционэр с подружкой, оказавшейся российской гражданкой) . Последовала мгновенная реакция ЕС на это событие - 24 мая Саммит ЕС поручил Совету ЕС принять запретительные меры «Белавиа» полеты во все страны ЕС.

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/11461229

К рекомендациям ЕС запрете полетов для Белавия добавились запреты на использование воздушного пространства Белоруссии. К этим всем запретам одни из первых присоединились Великобритания и Украина, а потом подтянулись и другие страны, как-то, Швейцария, Южная Корея и Япония. Однако, хотя США запретили полеты Белавиа, но их авиаперевозчики продолжили летать через Белоруссию.

https://www.mk.ru/politics/2021/05/29/aviakompanii-ssha-otkazalis-obletat-vozdushnoe-prostranstvo-belorussii.html

4 июня в ЕС приняли обязательное решение для всех 27 государств-членов о запрете с 5 июня на использование самолетами Белавиа воздушного пространства стран Евросоюза и на их допуск в европейские аэропорты.

https://rg.ru/2021/06/04/es-zapretil-polety-aviakompanij-belarusi-v-vozdushnom-prostranstve-soobshchestva.html

При том, что по оценке Евроконтроля запреты на пролет через Беллоруссию коснется около 100 ежедневных рейсов, которые обслуживают авиаперевозчики из ЕС и Великобритании - им придется облетать Беллоруссию и затратить на это лишних 75 км. При этом Белоруссия потеряет около 210 миллионов ежегодных сборов за авиатранзит, а Евроконтроль 85 миллионов евро, которые он брал с авиакомпаний от имени Белоруссии в виде сборов за аэронавигацию.

https://www.bbc.com/russian/news-57252002

И вот 21 июня 2021 года заявлено о присоединении к запретам ЕС (от 4.06.2020 г.) членов Европейской экономической зоны четырех кандидатов в ЕС - Северная Македония, Черногория, Сербия и Албания, а также трех стран из ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли) - Исландия, Лихтенштейн и Норвегия.

https://www.dw.com/ru/strany-nechleny-es-prisoedinilis-k-zapretu-dlja-samoletov-belavia/a-57980655

Сдается мне, что пока не ясно кто больше потеряет от этих запретов, а также кто к ним присоединится в в полном объеме, а кто частично. Учтем, что воздушный трафик в европейском небе довольно плотный и большой - менять сложившуюся систему (маршруты, расписание полетов и т. д.) не так и просто; а еще это потянет дополнительные издержки, которые не просто высчитать и оценить в долларах и евро; а безопасность полетов; а новые риски, которые страховать придется... Похоже из этой воздушной блокады Белоруссии вырисовывается картина маслом с известным названием Геморрой.