Разбираем ламповый гитарный комбоусилитель Fender ’65 Princeton Reverb.
Гитарный усилитель — это прибор, который преобразует деревяшку с шестью струнами в яростного борца за свободу. Наиболее востребованные гитаристами модели делают это с помощью электронных ламп. Верность архаичной технологии — вовсе не мода и не прихоть музыкантов, а жизненная необходимость: только лампа способна привнести в звук красивые и естественные искажения, столь любимые поклонниками рока. Вследствие термоэлектронной эмиссии электроны покидают поверхность катода, подогретого нитью накаливания, и направляются к аноду. Сетка управляет количеством электродов, пропускаемых к аноду, повинуясь входному сигналу с гитары. С анода снимается усиленный сигнал. Если хорошенечко подогреть лампу, поток электронов становится физически больше, чем способен принять анод, и в звуке возникают искажения: голос инструмента становится хриплым, прерывистым, наполненным благозвучными гармониками и чувствительным к мельчайшим движениям пальцев. С наступлением эры полупроводников компактные и неприхотливые транзисторы быстро вытеснили лампы из бытовых усилителей — магнитофонов, радио, телевизоров. Но при этом они продемонстрировали полную неспособность работать в перегруженном состоянии, красиво искажать и обогащать звук. Поэтому гитаристы остались верны старым добрым лампам.
Мы разобрали по косточкам классический ламповый «комбик» Fender '65 Princeton Reverb. О том, что у него внутри, рассказал Патрик Маккивер, специалист мастерской Chicago Amp Works, техник группы Red Hot Chili Peppers.
1. Кабинет
Так в гитарном деле называется корпус акустической системы, а в случае с «комбиками» и всего усилителя.
2. Главная печатная плата
Содержит все электронные усилители, включая модуль вибрато, который варьирует напряжение на лампах, заставляя звук «дрожать». Правильно этот эффект называется «тремоло», но в 1950-х инженеры Fender перепутали слова, и термин «вибрато» прижился.
3. Потенциометры
Громкость, тембр, частота и глубина тремоло. Для перегруза ручки нет: чтобы добиться искажений, нужно просто играть погромче.
4. Ламповый выпрямитель 5AR4
Преобразует переменный ток из сети в постоянный. Такие выпрямители роняют напряжение при высоких нагрузках, когда гитара играет громко и резко. Результат — столь желанный хрип, который гитаристы называют «кранч», или «брейк ап».
5. Лампы усилителя мощности 6V6GT
Последний рубеж усиления, где куется громкий и мощный звук.
6. Лампы предусилителя
Повышают амплитуду гитарного сигнала перед тем, как подать его на секцию эффектов — ревербератор и тремоло.
7. Силовой трансформатор
Преобразует 120 В из розетки (американский стандарт) в более высокое напряжение для питания электронных ламп.
8. 10-дюймовый динамик JENSEN
Не только преобразует электрический сигнал в колебания воздуха, но и придает звуку мягкий, округлый тембр.
9. Ножной переключатель («Футсвитч»)
Позволяет гитаристу включать и выключать эффекты, не переставая играть на гитаре.
10. Пружинный ревербератор
В металлическом корпусе между двумя соленоидами натянуты пружины. Сигнал подается на соленоид и преобразуется в механические колебания пружин, а затем со второго соленоида снимается тот же электрический сигнал, но уже с задержкой. Результат — эффект эхо или большого звучного пространства.
11. Изолятор
Мягкий чехол для ревербератора защищает его от сотрясений и предохраняет пружины от любых вибраций, кроме тех, что исходят от гитары.