Найти тему
Высота

Птица Феникс российского спорта Евгения Медведева

Фотографии из открытых источников
Фотографии из открытых источников

Она родилась, примерно, за 40 дней до нового тысячелетия. Смена эпох. Помню сколько было шума по поводу предстоящего миллениума. Ещё носились с надуманной проблемой смены дат в компьютерах.

Но ей ещё предстояло произвести личную, эволюционную, смену эпох, стать лидером сезонов, главным именем российского фигурного катания, птицей Феникс для своей страны, символизирующей солнце, к которому тянется всё живое.

Предвосхищая возможные комментарии, напишу что помню про Юлию Липницкую, про Аделину Сотникову и никаким образом не пытаюсь умалить их заслуги. Их Олимпийские победы не дадут это сделать.

Более того, даже признаюсь, что количество просмотров, в YouTube, произвольной программы Юлии «Список Шиндлера» постоянно растёт, не без моего участия. Обожаю её пересматривать. Феноменальный образ, а вращения – вихри времени. Об этом обязательно напишу, не сдержусь.

Захотел и поставил. Никто не против?
Захотел и поставил. Никто не против?

И всё же, они были только вестниками грядущих изменений. После затянувшегося периода нулевых, как по факту, так и по делу, Россия начала возвращать доминирование в фигурном катании, традиции заложенные в СССР проросли и дали всходы.

Время печали прошло. Мы долго будем помнить, как исторические процессы конца 80-х-90-х годов стали потрясением, в том числе и для спорта высших достижений.

Тысячи специалистов-тренеров и фигуристов в то время пересекли океан в поисках лучшей доли, сотни и сейчас служат там ледяному богу любимой спортивной дисциплины.

Это пошло в плюс американскому континенту и, к сожалению, в жирный минус родной Евразии. Но ведь солнце встаёт на Востоке, и даже когда оно уходит за западную линию горизонта, лучи надежды от восстающей из пепла птицы, все народы ищут на обратной стороне Света.

Красоты много не бывает
Красоты много не бывает

Евгения Медведева стала явлением для мирового спорта, не меньшим по значению, чем кореянка Ю-На Ким, несмотря на её полный набор регалий. Не случайно, именно Женя переписала её рекорды, годами занимавшие верхнюю строчку таблицы мировых достижений.

В историю женского одиночного фигурного катания она вписала личный период тотального доминирования. К своему совершеннолетию она победила в 14 из 15 взрослых международных стартах, став дважды чемпионкой мира, также по два раза покорила Европу и финалы Гран-при. Единственное вежливое серебро этапа московского Гран-при 2015 года только подчеркивало эталонный уровень катания яркой живой девушки, а не бесчувственной машины побед.

Тренер за кадром. Его присутствие во взгляде Евгении
Тренер за кадром. Его присутствие во взгляде Евгении

Но ключевой наградой карьеры Евгении Медведевой стало серебро Олимпийских Игр Пхёнчхана-2018. В тот момент она уступила Алине Загитовой, такое случается в спорте. Канадский способ выбивания золота не для Южной Кореи.

Но по настоящему Женя проиграла, когда не поняла ценность своей награды, указывающей на возможность роста и необходимость продолжения движения. Ведь её профессиональный рост и творческие перспективы были заметны, как по выбору темы произвольной программы, так и вдохновенному осмысленному катанию.

Спорт – это иногда не просто
Спорт – это иногда не просто

Объективно и в короткой и производной програмах, был идеально выполненный, но недостаточный для победы над Алиной технический арсенал. Во многом это было связано с цейтнотом в период подготовки, из-за травмы. Олимпийское золото – награда с характером, не сложилось. Не случаются иногда такие судьбоносные победы.

Захлестнули эмоции и обиды, подтолкнул хор «протестантов», который завёл старую пластинку, сохранившуюся от былой истории Кван и Липницки. Дирижировал Запад, солисты нашлись на Родине. И Женя, по сути, бросила под поезд свою карьеру, решила до конца воплотить историю образа «Анны Карениной».

Эмоции после одухотворенного проката. Программа «Анна Каренина». Пхёнчхан 2018
Эмоции после одухотворенного проката. Программа «Анна Каренина». Пхёнчхан 2018

Состоялся демарш и переход к канадскому тренеру Брайану Орсеру. Не будем рисовать из него коршуна, а из Жени попавшую в когти горлицу. Но по итогам их тандема она серьезно деградировала как спортсменка.

Не верю я в такие совпадения, ведь когда прозвучало заявление Евгении о том, что она будет представлять Россию и тренер, весьма заслуженный и авторитетный, и хореографы, вдруг разучились хорошо делать свою работу. Особенно заметно по постановкам Дэвида Уилсона. Они полюсные по качеству.

А в это время, зарубежная пресса, обеспечивала программу прикрытия, писала о том, что Медведева была не готова к самостоятельной работе, что ей было привычнее тренироваться в условиях диктатуры Тутберидзе. И всё это клонировалось в державных СМИ.

А ведь на Олимпиаде мы, её зрители, видели чувственное катание, понимали открывающиеся возможности при её внутренней культуре и артистизме. А в итоге, уже скоро должны были смотреть на постепенное угасание огня в глазах, срывы на технических элементах, и, главное, потерю чувства тонкой передачи образа.

Евгения ещё смогла, на всём своём внутреннем резерве, исполнить пронзительную несоревновательную постановку, мало известную в России, искренне передающую её внутреннее состояние.

«И брильянтовым взором обменяться успеем...»

Игорь Северянин

Платье в стазах (замена бриллиантам) не осталось незамеченным комментаторами, но в тот день внимание зрителей было приковывано не на эти блескучки, а на невероятную обволакивающую мягкость, душевную утонченность образа от Евгении Медведевой.

Йокогама и Нагано. Программа «Mumuki»
Йокогама и Нагано. Программа «Mumuki»

Дважды, в июне и июле она танцевала постановку «Mumuki» на музыку Астора Пьяцоллы в исполнении американского виолончелиста китайского происхождения Йо-Йо Ма. Ставил её тот самый канадский хореограф Дэвид Уилсон. Заслуженно так 👍

Последующие Женины программы не впечатлили, от слова «совсем». Особо выделю две из них. Это, прежде всего «Orange Colored Sky» – короткая программа на популярную в США джазовую песню. Хореографы-постановщики Дэвид Уилсон, снова он и заслуженно так 👎и Сандра Безик.

Сотворили что-то чрезвычайно примитивное для грациозной, умеющей создавать драматические образы Медведевой. Дэвид Уилсон прекрасно понимал что нужно для неё. Но цель была другая. Непонимание Женей, того что от неё хотят, читалось по её махам одеревеневшими прямыми руками, вдруг потерявшими всю пластичность и элегантность.

Чисто американская программа пустая и легковесная, в традициях Бродвея, могла быть интересной для Жени года на 3 раньше, и то при условии тщательной работы постановщиков.

Инородный  образ. Программа «Orange Colored Sku»
Инородный образ. Программа «Orange Colored Sku»

Программа с откатом на уровень прошлых лет. То, что в ней происходит совершенно не принималось внутренним мироощущением самой фигуристки, она не понимала, как вместиться в этот недообраз её повзрослевшей душе.

Бродвея для «уничтожения» оказалось недостаточно. Нарисовали цирк, точнее произвольную программу «Alegria»(Радость в переводе с испанского), под музыку из шоу «Cirque du Soleil». Забавно грустная рифма «бродвей-soleil». Радостно «слили». Простите не сдержался!

«Жизнеутверждающая по гармонии и темпу тема», – по отзыву хореографа Ше-Линн Бурн. Но она внесла внутренней дисбаланс и привела к окончательному срыву проката, а после и к сворачиванию сотрудничества с иностранными специалистами.

Программа «Alegria»
Программа «Alegria»

Если есть желание, найдите видео с предсезонных контрольных прокатов сборной России в Москве, на арене «Мегаспорт». Печальное зрелище! Уже через неделю она вернулась на каток «Хрустальный».

Мне показалось, что когда постановщик Ше-Линн Бурн говорила о прозрачности хореографического языка она просто не смогла признаться в её звенящей пустоте. Мне даже стало её немного жаль. Такие репутационные потери.

Единственно, чего было много, так это маркетинга. СМИ пели славу, тиражируемые околоновости провоцировали комментарии с чрезмерными ожиданиями фанатов. Прошёл даже конкурс эскизов платья к этой программе. И всё вылилось в один произвольный «пшик».

Вообще удивительно то, что рассказывая о хореографии номера, Ше-Линн говорила о махах, вертушках и слайдингах. И это при абсолютном отсутствии акцентов на музыку.

Выступление напоминало трековую велогонку с непонятной для большинства из нас тактикой езды на «паркете» из ценных пород дерева. В нашем случае ценным был бы только паркет.

Заметна была полная потеря, у фигуристки, контроля над руками. Хореографы должны были ослепнуть, чтобы подготовить такое… По количеству ненужных махов прямыми руками Женя не уступила бы в том прокате эскадрону казаков, идущих в шашечную атаку.

А нужен был вот такой, глубокий образ...
А нужен был вот такой, глубокий образ...

Как результат, развалилось всё – вращения, попадание в музыку, сама презентация программы. Исчезли скольжение и прыжки. Запомнились – поникшие плечи Жени и добродушное лицо Орсера из видеочата в смартфоне.

А ещё его последующее признание: «Выступление было ниже ее уровня. Я, честно говоря, не знаю, как мы можем справиться с этим». И не совсем понятно, это он о бесперспективности Евгении Медведевой, о собственном тренерском бессилии или о существующем запрете на качественную профессиональную работу? Не верю в то, что Евгения менее трудолюбивая и амбициозная, чем Ю-На Ким.

Убеждён, что и Илья Авербух и Даниил Глейхенгауз с Этери Георгиевной лучше понимали, что нужно Евгении, с какой музыкой работать и как помочь раскрыться её лучшим талантам. Например, успех «Анны Карениной» и очень тёплый приём постановки зрителями в Японии и Корее, Татьяна Тарасова связывала «с внутренним интеллектуальным ростом» Жени. Куда же он делся? Тлетворный разлагающий воздух Канады?

До своего отъезда за океан Евгения 11 лет провела в группе Тутберидзе, после колоссального спада она вернулась туда, надеюсь, для того, чтобы, как птице Феникс возродится, теперь уже самой и для себя, пусть даже не ради наград, а во имя творчества на льду, у которого всегда будут поклонники.

Ошибка украла время, но закалила характер. Мы знаем какими искрами могут сверкать твои глаза и хотим чтобы слёзы ты берегла для своих образов.

Женя, золото тебе к лицу. Верим! Мечты сбываются!

Лови удачу, Женя. Не проходи мимо. Не потеряй.
Лови удачу, Женя. Не проходи мимо. Не потеряй.

На видео, ниже, показательная программа «Mumuki» Евгении Медведевой на ледовом шоу «Dreams on Ice» (Мечты на льду), прошедшем с 6 по 8 июля 2018 года Йокогаме (Япония). Её премьера состоялась 8 июня того же года в другом японском городе Нагано, в памятном шоу «Heroes&Future» (Герои и будущее).