Найти тему
Денис Ш

Первый пост из африканского цикла. Мфекане и кукуруза.

Массовое переселение африканских народов. Следствие мефекане.
Массовое переселение африканских народов. Следствие мефекане.

То что я обещал сделать здесь.

В начале 19 века в Южной Африке произошли события которые обычно характеризуются как "бурные". Они получили зулуское название мфекане, что в переводе означало "перемалывание".

Из википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Мфекане

"Мфека́не  — термин, обозначающий бурные события в истории Южной Африки, связанные с расширением владычества зулусов под руководством Чаки примерно с 1815 по 1835 годы. В то время как непосредственным результатом этих событий стало создание империи зулусов, они имели и другие последствия: племена, бежавшие от наступления Чаки, сеяли разрушение на своём пути, доходя из нынешнего Наталя до современных Малави (нгони), Зимбабве (ндебеле) и Лесото (сото).

Для всех этих событий существовали объективные предпосылки. Первой из них стало увеличение численности населения в Зулуленде, то есть на востоке нынешней ЮАР. Оно было связано, в частности, с тем, что португальцы, имевшие колонии в Мозамбике, привезли из американских владений кукурузу, которая давала лучший урожай, чем местные злаки. С другой стороны, выращивание кукурузы требовало бо́льших водных ресурсов. Это значило, что, с одной стороны, правители могли позволить себе создать большую по численности армию, так как не нужно было направлять на выращивание злаков столько же людей, сколько и раньше, а с другой стороны, конкуренция за достаточно бедные водные ресурсы усилилась. Кроме того, очевидна стала потребность в объединении перед лицом усиливающейся активности европейцев, в первую очередь португальцев, но также англичан и буров.

К концу XVIII века почти все пригодные для обработки земли были уже заняты, а в начале XIX века страну поразила десятилетняя засуха. Чтобы обеспечить свою безопасность, Дингисвайо, глава клана мтетва, обитавшего на юге Зулуленда, по берегам реки Тугела, примерно в 1817 году заключил союз с вождями племени тсонга, контролировавшими путь к заливу Делагоа (ныне Мапуту). Это вызвало недовольство клана ндвандве, обитавшего севернее, в долине Понголы, то есть между землями мтетве и тсонга, тем более что в 1812 году Дингисвайо и Чака уже вытеснили один из кланов нгуни, нгване, за Буффало-Ривер, и явно представляли для ндвандве угрозу. Столкновения между Дингисвайо и Звиде, вождём ндвандве, положили начало междоусобной войне среди зулусов. Сначала победу одерживал Звиде, которому удалось вероломно во время переговоров убить Дингисвайо, однако в битве при реке Мхалтузе в 1820 году мтетве и зулу, образовавшие союз под руководством Чаки, смогли нанести ндвандве тяжёлое поражение. После разгрома войска ндвандве зулусы захватили основную территорию противника, вырезав всё население и угнав все стада[источник не указан 70 дней]. Звиде был вынужден бежать на север. Зулусы, приходя в новые земли, часто вырезали всех мужчин и мальчиков, так что многие племена бежали от них, используя, в свою очередь, ту же тактику. Такой «эффект домино» распространился очень широко и привёл не только к масштабным переселениям, но и к консолидации государств, расположенных даже довольно далеко от центра событий.После поражения ндвандве в битве при холме Гокли (1818) Сошангане, военачальник армии ндвандве, бежал на север, где он смог подчинить себе племена тсонга, разгромить португальские поселения в заливе Делагоа, Инамбане и Сена и основать собственную империю Газа, продержавшуюся до 1895 года. Сами тсонга, в свою очередь, через хребет Лебомба бежали на север будущей Республики Трансвааль (нынешняя провинция Лимпопо). Вместо с Сошангане бежал другой вождь из ндвандве, Звангендаба. Он нанёс поражение империи Розви в нынешнем Зимбабве и основал государство нгони в нынешнем Малави, между озёрами Танганьика и Малави. Клан нгване под руководством вождя по имени Собуза, спасаясь от наступающих зулусов, бежал на северо-восток, разгромив по пути племя хлуби. Собуза был основателем нынешнего Свазиленда."

События действительно бурные, не метафора. Началось с гражданской война между родственными племенами с целью объединить их под единой властью, перешло на соседние племена, и вызвало эффект домино, захлестнувший Южную Африку мелкими и крупными войнами и волнами переселений.

Карта происходящих переселений
Карта происходящих переселений
-3

Чем примечательно это все точки зрения проблем Африки которые не дали ей развиться в аналог Древнего Египта?

В 8 веке в этих местах побывали арабы и никого не встретили, в смысле племен банту к которым принадлежат почти все герои данной истории. Нынешние археологи говорят что они там были, но судя по всему в таких количествах что арабы просто не заметили. Арабские фактории обоснуются севернее, в Софале на территории нынешнего Мозамбика. В 1498г. Африку обогнет Васко де Гамма, а в 1505г. португальцы захватят Софалу себе. Они зафиксируют в регионе будущего королевства Зулусов немногочисленные редкие общины разных племен банту. Шла медленная миграция этих племен на юг, и их количество за времена после визитов арабов выросло. Но при этом все равно оставалось очень небольшим а уровень развития низким. Португальцев регион в силе его слабой заселенности тоже не заинтересовал, севернее его на территории нынешнего Зимбаве располагалось куда более развитое реальное африканское королевство Мономотапа, с которым было можно торговать, для чего португальцы и решили выкинуть арабов из Софалы.

По сути получается что произошел очень наглядный лабораторный опыт, который европейцы более менее документировали, как из вот этих общин очень раннего железного века через три столетия сложилось достаточно мощное региональное милитаризованное государство с железной организацией и королем во главе, и которое устроило всем окрестным племенам свой Судный день. Таких примеров ведь на самом деле не много. И мы можем судить о том какие факторы к этому привели. Первый военное давление более сильных соседей. Хотя на мой взгляд зулусы и их родственники еще не подвергались серьезному европейскому давлению, эти дела происходили южнее и севернее. Но ок. А второй фактор это кукуруза, которая вызвала достаточно сильный прирост населения за это время и острую конкуренцию за водные ресурсы. Португальцы завозили её и еще одно американское растение маниок в те места где основывали свои торговые фактории, от побережья Западной Африки до Южной и Восточной. И нередко после этого происходила история напоминающая ситуацию в Зулуленде.

Из вики об истории Королевства Конго.

"К XV веку земледельцы народа баконго, который заселял богатые земли области Заводи Малебо в нижней части течения реки Конго, были объединены в государство с правителем, которого называли маниконго. Столицей государства было поселение Мбанза-Конго. Имея лучшую организацию, они покорили соседей и брали с них дань. Народ баконго умел обрабатывать металлы, делать гончарные изделия и ткани из рафии. Система обложения данью способствовала межрегиональной торговле. Позже в эти края благодаря португальским портам Луанда и Бенгела проникли кукуруза и маниок. Новые культуры заменили просо и способствовали росту населения."

Из истории государства аканов Ашанти

"Народ акан разговаривает на языке ква. Считается, что его носители пришли в Сахель из Восточной и Центральной Африки[122]. К XII веку возникло государство Бономан. В XIII веке, когда золотые прииски Мали начали истощаться, значение Бономана и других территорий народа акан как торговцев золотом возросло. Бономан, а потом Денчира, Ачем, Акваму, были предшественниками могущественного государства Ашанти. Вопрос о том, когда именно возникло Ашанти, спорный. Известно, что до XVII века аканы жили в государстве, которое называли Квааман, центр которого лежал на север от озера Босумтви. Экономика государства опиралась на торговлю золотом и орехами дерева кола, а также на подсечное земледелие, основной культурой которого был ямс. Аканы строили города между реками Пра и Офин и объединились в союз, который платил дань Денчире, которая наряду с Аданси и Акваму принадлежала к сильным государствам региона. В XVI веке в обществе Ашанти произошли значительные изменения, в частности рост населения, благодаря выращиванию культур, завезенных из Америки — маниоки и кукурузы, а также росту объёма торговли золотом между побережьем и севером[123]. В начале XVII века Осэй Туту I (пр. 1695—1717) с помощью Окомфо Аноки, объединил аканов в конфередацию Ашанти, символом которой стал «Золотой трон»."

И я читал такое же о истоках формирования государства Дагомея, сейчас не могу найти. Но оно было соседом Ашанти и вполне логично что такой фактор там тоже мог быть.

Но до португальцов аналогичным делом на побережье восточной Африки занимались арабы, в 8 веке они завезли туда бананы. Да, представьте себе банан не родное африканское растение, его завезли. Этот продукт сыграет достаточно важную роль в экономике африканских государств в районе великих озер Уньоро и Буганды.

А на большей части Африки южнее Сахары и Эфиопии с Сомали основными культурами у земледельцев были сорго и просо. И большую часть африканской истории. Могли ли на их основе получиться продовольственные излишки для возникновения государств и в свою очередь цивилизаций? Не знаю, не уверен. Наверное только при очень совершенном земледелии, и даже набор культур довольно не большой. В центрах цивилизаций или же где возникли устойчивые государства как правило речь идет о куда большем разнообразии культурных растений.

Отметим для себя этот факт, большей части Африки для развития очень сильно не хватало пригодных для её условий сельскохозяйственных культур, что несомненно было одним из сдерживающих факторов. Африка южнее Сахары на самом деле породила меньше растений пригодных для окультуривания чем могло показаться.

А как только они появлялись то местами начиналось очень интенсивное государственное строительство. Т.е. дело не в людях, дело в условиях.

В дополнение отрывок о кухне зулусов конца 19 века, описанных Эрнстом Риттером.

"Пища. Основой пищи зулусов являются разного рода каши, ныне из молотой кукурузы, а прежде из сорго. Популярны исибхеде – жидкая перебродившая каша, и футу — густая каша, которую едят руками. Из сорго варят безалкогольное пиво амахеву и крепкое пиво утивала. Кроме каши готовят бобы, корнеплоды амандумбу, напоминающие сладкий картофель, и тушеную тыкву. В каши и тушеные овощи добавляют для вкуса шпинат, листья дикорастущих растений и творог. Творог едят и как отдельное блюдо. Зулусу любят простоквашу амази, но не пьют свежего молока. Говядину ели лишь по праздникам; в обыденной жизни мужчины добывали для стола дичину – животных и птиц. Курятину, свинину и баранину вообще не ели. Теперь зулусы едят все виды мяса, хотя преобладает вегетарианская пища. Мясо тушат или жарят на открытом огне. К мясным блюдам подают острый хрен чакалака. В старину мужчины, мальчики и женщины имели право на разные части туши. Мужчины получали статусные части – голову, правую переднюю ногу и печень. Мальчики – голени и легкие. Женщины – рубец и ребра. Раньше зулусы не ели рыбу. Зато они до сих пор любят жаренных насекомых: летающих муравьев и огромных червей мопани."

В Африке есть свои виды тыквы и бобовых, которые возможно и имеются в виду, но очень вероятно что речь идет опять таки о завезенных европейцами растениях.