Сейчас поговорим о наиболее распространенных схемах обмана, которые практикуются в магазинах продавцами, и часто встречается при покупке Б/У вещей с рук.
Обман в магазинах
Бонусы для продавцов
Ни для кого не секрет, что за определённые товары продавцы получают больший бонус. К примеру, iPhone продает сам себя и за него обычно у продавца бонус небольшой. Однако, некоторые китайские смартфоны не столь популярны и востребованы, соответственно, для того, чтобы эта продукция продавалась лучше, продавцам ставят более высокие бонусы.
Например, за продажу iPhone продавец получает бонус 200 рублей, а за продажу какого-нибудь OPPO ( бренд приведен для примера, в реальности может быть иначе) продавец получает, скажем, 500 или 700 рублей бонуса.
Соответственно, продавец, ради своих интересов будет всеми силами убеждать потенциального покупателя что iPhone "не стоит своих денег", a настоящее качество по разумной цене это иной китайский бренд, за которую данного продавца просто ждет больший бонус.
Продажа неликвидных товаров
Бывает так, что продавцам в план ставят необходимость - сбыть неликвидный или залежалый товар. Причём это может касаться всего, что угодно вплоть до продуктов питания, у которых истекает срок годности. Всем наверняка известно, что в продуктовых магазинах более старые товары выкладывают ближе к поверхности и, чтобы достать продукт с большим сроком годности, нужно порыться в глубине полки (что, кстати, продавцам очень не нравится). Обычно всё самое свежее убирают подальше, чтобы вначале раскупали товары на грани истечении срока годности, а потом можно было бы уже продавать товары с запасом по сроку.
Аналогично продавцы могут иметь мотивацию сбывать товары, которые не пользуются популярностью, в том числе, манипулируя восприятием покупателя, создавая ложное впечатление о товаре, и приписывая ему даже несуществующие качества, возможности и преимущества. Более того, продавец может рассказать красивую историю о том, как он или его друзья и родственники имеют положительный опыт использования данного товара.
Ни для кого не секрет истории, когда продавец говорит: "У меня такой же, и мой брат таким пользуется. У нас у всей семьи такие товары и мы все довольны" или "Я же здесь продавец. Я разбираюсь в этих товарах, я бы для своих друзей не стал такой брать. Я своей девушке подарил такой - она счастлива"
Это распространенные приемы, которые способом манипуляции настраивают покупателя на то, что продавец с вами "на одной волне", что он плохого не посоветует, если он для себя делает такой выбор, то значит можно этому выбору доверять, ведь он даже делает услугу не вам, а просто делится своим пользовательским опытом. Хотя в реальности продавец может презирать товары данного бренда и может видеть, что эту продукцию каждый день приносят на возврат с различными поломками и неисправностями, но продавать то нужно.
Совершение дополнительных продаж
Разумеется, для продавцов ставят различные KPI, то есть цели, достижение которых регламентировано статистикой и влияет на уровень заработной платы, бонусов. Поэтому продавцы стараются не только увеличить количество продаж, но и увеличивать средний чек каждой отдельно взятой продажи. Соответственно, если вы пришли покупать что-то одно, то вам постараются продать ещё кучу всего, в том числе, ненужного.
Опять же, ни для кого не секрет, что продавцы многих мобильных гаджетов зарабатывают, в большей степени, не на самих устройствах, а на аксессуарах к ним. Когда вы покупаете мобильный телефон популярного бренда, то прибыль магазина не столь велика, однако, вам постараются продать чехольчик, пленку или стекло, комплект салфеток для протирки экрана, наушники, автомобильное крепление, какую-нибудь дополнительную или беспроводную зарядку powerbank, карту памяти и множества множество других аксессуаров. Спектр и объем зависит от ассортимента магазина и талантов продавца. Все эти дополнительные аксессуары продаются по весьма завышенным ценам.
Например, если бы вы заказали всё необходимое через Маркетплейс или AliExpress,то сэкономили бы две или три цены от каждого такого дополнения. Однако, зачастую мы не хотим заморачиваться, заказывать где-то в другом месте, ждать пока товар придёт, особенно, если доставка долгая и занимает месяцы и более, и мы покупаем товары на месте.
Также, здесь срабатывает известный феномен, который был написан еще в американских книжках 50-60х годов. Там приводились различные примеры: если вы продаете клиенту дорогой костюм за 4 тысячи долларов из натуральной овечьей шерсти, то он легко купит к данному костюм рубашку за 300 долларов, и она будет казаться ему не столь дорогой покупкой, как если бы он в отдельности пришёл за рубашкой. В пример можно привести еще, если вы продаете клиенту автомобиль, то какой-нибудь видеорегистратор или набор автомобилиста стоимостью в несколько тысяч или десятков тысяч рублей, уже не покажется столь дорогим приобретением.
Таким образом, когда мы покупаем телефон купить пленочку и чехольчик мы всегда рады в том же магазине, чтобы не идти куда-то ещё, не тратить времени для поиска и переплаченная 1.000 рублей для нас на фоне общей покупки значит не столь много. Тем более, нам ведь могут сделать скидочку, а если нам делают скидочку, то мы считаем что мы в выигрыше. Так что будьте внимательны, и если вы запланировали совершить покупку мобильного телефона и точно выбрали модель, убеждены в том, что вам нужно, то вполне реально озаботиться и заказать аксессуары заранее, чтобы к моменту приобретения телефона у вас всё необходимое уже было и вам не нужно это было бы приобретать, где-нибудь в салоне связи, где вы вздумали этот телефон покупать.
Покупки онлайн и оффлайн
Сейчас, особенно в связи с известными всемирными событиями, онлайн-торговля набирает всё большие обороты. Всё больше людей покупают практически всё через интернет с доставкой, здесь уже нивелируется влияние продавца, и можно сделать выбор более спокойно и не подвергаться различным уловкам и манипуляциям.
Здесь вы спокойно смотрите на ассортимент, сравнивайте цены с другими магазинами, читайте отзывы, смотрите или читайте обзоры и принимаете решения. Я убеждён, что для осознанного выбора, необходимо хотя бы чуточку погрузиться в тему, ознакомиться с ассортиментом, моделями, конкурентами данного товара, плюсами и минусами различных моделей и производителей и делать выбор уже осознанно, основываясь на фактах. Таким образом, вы сможете получить именно то, что хотели и не строить каких-то иллюзий, касательно потребительских свойств товара, которых у него в реальности не окажется. Также вы будете в некоторой степени предупреждены о возможных проблемах, которые есть у данного товара.
К примеру, если есть товар с каким-то конструктивным недостатком, вы почитаете обзоры, посмотрите видео, то вы сможете заметить что много покупателей жалуется на какие-то проблемы с этим товаром и сможете принять для себя решение: оправдан ли риск приобретать то, что заведомо может выйти из строя или же лучше отдать предпочтение другому поколению данного девайса, или вообще другому производителю.
Также важно, что при покупке онлайн вы сможете использовать множество других бонусов от работы с сайтом. Например, многие интернет-магазины позволяют снизить цену на товар, на сайте есть где-нибудь особо неприметная кнопочка "нашли дешевле" или что-то подобное. Если вам удобно приобрести товар в каком-то конкретном магазине и у него есть программа конкурентных цен, то вы можете отыскать данный товар на любом другом, достаточно популярном, адекватном сайте и прислать ссылку в данный магазин с откликом, что вы нашли этот товар дешевле. В большинстве случаев, вам сделают скидку, чтобы подогнать цену под референсное значение, и вы бы отдали предпочтение именно данному магазину. По крайней мере, у меня такое несколько раз срабатывало.
Не поддавайтесь на манипуляции
Таким образом, важно всегда сохранять осознанность, быть внимательными и бдительными, и понимать с какой целью продавец что-то вам говорит или что-то предлагает. Зачастую продавцы не помогают нам совершать оптимальный выбор, они реализуют свои собственные цели и задачи, а задачи их состоят в максимизации собственного дохода, которые они получают за бонусы, за повышение среднего чека, за совершение продаж. Некоторые продавцы - недобросовестные, они готовы пойти на всё, ради своего заработка и им не важно что при этом будет чувствовать покупатель, когда столкнется с проблемами последствия совершенного выбора. Если в дальнейшем будут претензии и возвраты, продавец об этом также не думает, ведь он не думает о репутации компании и потенциальных проблемах всего бренда, его интересует сиюминутный заработок. Поэтому ориентироваться на мнение, советы продавцов в большинстве случаев я бы не советовал и не рекомендовал.
Конечно, среди продавцов тоже есть очень достойные люди, которые детально разбираются во всех своих профессиональных вопросах и, действительно, могут помочь вам совершить разумный, здравый выбор. В моей жизни такие продавцы встречались, я сейчас вспоминаю их с восхищением и благодарностью и если у меня будет необходимость в приобретении нового товара из сферы их деятельности, то я непременно обращусь к ним, но таких, к сожалению, единицы. Поэтому нам нужно быть бдительными, собирать информацию самостоятельно для того, чтобы никто не мог сбить нас с правильного пути.
А вас как обманывали продавцы, и что вы отвечали, замечая попытки манипулирования вашим выбором? Расскажите об этом в комментариях, будет интересно.
С вами я, Коноден, мой основной YouTube-канал доступен по адресу: www.youtube.com/c/KonodenRu/
Канал "konoden live": www.youtube.com/channel/UCYfsjdO0GRbnEaHp-46ODnw