Прочитала еще один серьезный текст о феномене поколения "снежинок". Западные социологи называют их еще snowflake generation - это люди преимущественно моложе 30 лет, которые выросли в благополучных слоях стран первого мира не только в безопасности, но и абсолютном комфорте.
Едва ли не до окончания университетов они не сталкивались в своей жизни ни с какими даже не трудностями, а просто - неприятностями. В итоге получилось поколение, которое считает несправедливой и оскорбительной реальность, где им что-то не нравится, противоречих их взглядам, спорит с ними. Еще это поколение людей, выросших в убежденности, что они лишь по факту рождения достойны самого лучшего: родители говорят им, что они лучшие. Реклама с утра до вечера твердит, что эти конкретно, эти и еще вот эти товары - для лучших и избранных. Даже в рекламе подгузников учат, что малыш "всегда летает первым классом". Это существенно искажает восприятие ребенком мира.
Я долго думала об опасностях воспитания дочери в таком тотальном эмоциональном комфорте, когда она не просто окружена любовью, но и искренне не знает, что в мире есть что-то, что ей не нравится. И кто-то, кто не ставит ее в центр вселенной. Поэтому наша дочь время от времени узнает, что другие дети могут не хотеть с ней дружить. Что родители, когда она достанет их истерикой, могут не захотеть с ней играть. Еще дочь знает, что у всех членов семьи есть право на уединение, чтение в тишине. Мы ее учим, что некрасиво все съедать. Что родители могут отдать ей свой торт или мороженое только по собственному желанию, что
на нее не тратят все свободное время, а ее капризы, желание игрушек и пр. не стоят во главе интересов
Дочь раньше современных городских детей ее круга осваивает первые самостоятельные шаги. Так, в свои почти шесть лет, она с подружкой уже может проехать вокруг деревни на велосипеде, они также ходят друг к другу в гости через тропинку, там, где нет машин. Еще дочь очень любит сама делать покупки. Раньше я первая заходила в магазин, смотрела, что нам нужно, сколько стоит, предупреждала продавцов, что сейчас придет самостоятельный ребенок, и дочь покупала все по списку, пока я стояла и ждала на крыльце. Сейчас она может пойти в магазин сама, любит покупать мороженое. До магазина 360 метров! У нее телефон, она знает, что нельзя никуда сворачивать. Ей можно уже поручить купить что-то помимо сладостей: она идет в магазин, потом деловито мне звонит и спрашивает, не дорогие ли котлеты или сметана, которые она выбрала.
Я помню свое детство. В этом возрасте мы не просто ходили в магазин - мы туда шли с восьмого этажа и стояли в очередях без родителей, порой по несколько часов. Я не думаю, что это хороший опыт. О подобном детстве я написала целый роман "Мама!!!" и по моей авторской позиции хорошо видно, что я осуждаю государство, поместившее миллионы семей в такие условиях. Однако же обратная ситуация, когда дети гипернесамостоятельны, тоже проблема. Я думаю, что поколение первых снежинок, которое появляется в такой еще неустроенной стране, как наша, во многих сферах будут неконкурентны. Да, у таких мальчиков и девочек, как правило, обеспеченные семьи, которые дают им задел на будущее.
Но эти дети имеют много уязвимых личных качеств: страх перед дискомфортом, искренние слезы от столкновения с иной позицией, непонимание природы существования чужого мнения
Ведь поколение "снежинок" отличает их полное неприятие всего иного. Они не просто не терпят чужого мнения, но не понимают, как и на каком основании оно зародилось. Этим, кстати, грешит и наша либеральная интеллигенция старой закалки: они были первыми сытыми людьми в СССР, выросшими в комфорте и безопасности, это наши снежинки, первое послереволюционное поколение с гиперопекой и нянями. И сегодня они точно также, как 20-летние, не терпят иного мнения. Полбеды, если бы они силой склоняли не согласных с ними на свою сторону - но эти люди просто не понимают, на каком основании живет человек, который говорит что-то иное. Это и есть едва ли не самая яркая черта "снежинок". Стремление пребывать в комфорте во всем, в том числе - изгонять из поля зрения неприятных людей. Это слабость их поколения, они не готовы читать то, что им не нравится, изучать травмирующие их предметы. Уже юристы появились, которые отказываются учить целые блоки из юриспруденции, если они им не приятны и связаны с тяжелыми воспоминаниями.
Если менее опекаемые дети из стран второго и третьего миров, а также - из менее благополучных страт, начнут соревноваться с этими "снежинками", у последних не будет шанса на успех.
--------------------------------------------------------------------------------------------