Найти тему
Герои Истории

Почему мины Нобеля не потопили британские корабли в 1855 году?

20 июня 1855 года два военных британских пароходофрегата "Merlin" и "Firefly" подорвались на минах у Свеаборга (Хельсинки) во время Крымской войны. Корабли, на одном из которых находился британский адмирал Дандас, проводили разведку фарватера вблизи оборонительных фортов Свеаборгской крепости.

Следствием этого случая стал отказ командования англо-французской эскадры от планов ведения наступательных боевых действий в районе Кронштадта. Европейская пресса в соответствии с распространенной фразеологией того времени нарекла эти мины «адскими машинами». Минные заграждения в совокупности с огневой мощью российских крепостей, фортов и кораблей российского флота делали шансы союзников на успех минимальными.

Мины, на которых подорвались британские корабли были сконструированы Эммануилом Нобелем (отцом знаменитого Альфреда Нобеля), шведским изобретателем и промышленником, работавшим в то время в России. С конца 1830-х годов по указанию императора Николая I на базе Инженерного ведомства проводились работы по конструированию и испытанию подводных мин для обороны портов.

Эммануил Нобель, на переднем плане, демонстрирует свои подводные мины царю Николаю I. Акварель, написанная самим Э. Нобелем.
Эммануил Нобель, на переднем плане, демонстрирует свои подводные мины царю Николаю I. Акварель, написанная самим Э. Нобелем.

Нобель, в то время владелец небольшой механической мастерской, предложил мину своей конструкции, первая демонстрация которой на глазах государственной комиссии прошла в 1840 году.

С 1842 года началось масштабное сотрудничество шведского изобретателя с Инженерным ведомством. Через 10 лет Нобель являлся уже владельцем крупного производства, выпускающего судовые механизмы и пиротехнические средства.

Эммануил Нобель.
Эммануил Нобель.

С началом Крымской войны предприятие Нобеля получает заказ на установку минных заграждений у Кронштадтской и Свеаборгской крепостей. В ряде случаев Э. Нобель со своими сыновьями лично участвует в установке взрывателей своей конструкции в гнезда корпусов мин.

Всего во время Крымской войны у Кронштадта применялось два типа мин: пиротехнические – конструкции Э. Нобеля, с зарядом 3-4 килограмма пороха (1391 мина), и гальванические – конструкции Б.С. Якоби, с зарядом 10-14 килограмм пороха (474 мины).

Почему мины Нобеля имели небольшой заряд? В то время полагалось, что достаточно не уничтожить, а повредить корабль противника, после чего его можно будет захватить как трофей. И часть прибыли по соглашению с военным ведомством доставалась производителю мины. Время показало, что это было ошибочное представление.

Англичане стали вылавливать в воде мины, которыми был усеян весь фарватер вблизи Кронштадта . Одна из добытых мин была привезена на флагманский корабль «Exmouth» для изучения. Загадочная мина взорвалась в руках одного из моряков, который случайно привёл в действие взрывательный механизм. В результате получили ранения несколько офицеров, в том числе адмирал Майкл Сеймур. Матрос, державший мину в руках, чудесным образом оказался совершенно цел.

Подрыв кораблей "Merlin" и "Firefly" стал
первым случаем успешного применения подводных мин в военно-морской истории и первым случаем создания комбинированной оборонительной минно-артиллерийской позиции. Конечно, мины первых конструкций были несовершенны. Во многих из них отсыревал порох, некоторые мины срывались со своих мест и уплывали в море.

Подрыв кораблей "Merlin" и "Firefly" на минах у Свеаборга (Хельсинки) во время Крымской войны.
Подрыв кораблей "Merlin" и "Firefly" на минах у Свеаборга (Хельсинки) во время Крымской войны.

Хотя мины имели слабый заряд и не нанесли существенного вреда кораблям, был достигнут нужный психологический эффект. Союзная эскадра ограничилась обстрелом второстепенных крепостей, ни о каком захвате Свеаборга, Кронштадта и Петербурга, чего требовала британская и французская общественность, речи быть не могло.

С 1996 года приказом главнокомандующего ВМФ России 20 июня стал отмечаться как День специалиста минно-торпедной службы Военно-Морского флота России.

Д.М.

Рекомендую к прочтению:

"Пенни–фартинг" – Высокое колесо. К Дню велосипеда

Квадратная Земля Орландо Фергюсона

Странный Корабль или несостоявшийся технологический прорыв XVII века

«Воздушная королева»: Кэтрин Стинсон – женщина-пилот, покорившая Америку и Азию

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!