20 июня 1855 года два военных британских пароходофрегата "Merlin" и "Firefly" подорвались на минах у Свеаборга (Хельсинки) во время Крымской войны. Корабли, на одном из которых находился британский адмирал Дандас, проводили разведку фарватера вблизи оборонительных фортов Свеаборгской крепости.
Следствием этого случая стал отказ командования англо-французской эскадры от планов ведения наступательных боевых действий в районе Кронштадта. Европейская пресса в соответствии с распространенной фразеологией того времени нарекла эти мины «адскими машинами». Минные заграждения в совокупности с огневой мощью российских крепостей, фортов и кораблей российского флота делали шансы союзников на успех минимальными.
Мины, на которых подорвались британские корабли были сконструированы Эммануилом Нобелем (отцом знаменитого Альфреда Нобеля), шведским изобретателем и промышленником, работавшим в то время в России. С конца 1830-х годов по указанию императора Николая I на базе Инженерного ведомства проводились работы по конструированию и испытанию подводных мин для обороны портов.
Нобель, в то время владелец небольшой механической мастерской, предложил мину своей конструкции, первая демонстрация которой на глазах государственной комиссии прошла в 1840 году.
С 1842 года началось масштабное сотрудничество шведского изобретателя с Инженерным ведомством. Через 10 лет Нобель являлся уже владельцем крупного производства, выпускающего судовые механизмы и пиротехнические средства.
С началом Крымской войны предприятие Нобеля получает заказ на установку минных заграждений у Кронштадтской и Свеаборгской крепостей. В ряде случаев Э. Нобель со своими сыновьями лично участвует в установке взрывателей своей конструкции в гнезда корпусов мин.
Всего во время Крымской войны у Кронштадта применялось два типа мин: пиротехнические – конструкции Э. Нобеля, с зарядом 3-4 килограмма пороха (1391 мина), и гальванические – конструкции Б.С. Якоби, с зарядом 10-14 килограмм пороха (474 мины).
Почему мины Нобеля имели небольшой заряд? В то время полагалось, что достаточно не уничтожить, а повредить корабль противника, после чего его можно будет захватить как трофей. И часть прибыли по соглашению с военным ведомством доставалась производителю мины. Время показало, что это было ошибочное представление.
Англичане стали вылавливать в воде мины, которыми был усеян весь фарватер вблизи Кронштадта . Одна из добытых мин была привезена на флагманский корабль «Exmouth» для изучения. Загадочная мина взорвалась в руках одного из моряков, который случайно привёл в действие взрывательный механизм. В результате получили ранения несколько офицеров, в том числе адмирал Майкл Сеймур. Матрос, державший мину в руках, чудесным образом оказался совершенно цел.
Подрыв кораблей "Merlin" и "Firefly" стал первым случаем успешного применения подводных мин в военно-морской истории и первым случаем создания комбинированной оборонительной минно-артиллерийской позиции. Конечно, мины первых конструкций были несовершенны. Во многих из них отсыревал порох, некоторые мины срывались со своих мест и уплывали в море.
Хотя мины имели слабый заряд и не нанесли существенного вреда кораблям, был достигнут нужный психологический эффект. Союзная эскадра ограничилась обстрелом второстепенных крепостей, ни о каком захвате Свеаборга, Кронштадта и Петербурга, чего требовала британская и французская общественность, речи быть не могло.
С 1996 года приказом главнокомандующего ВМФ России 20 июня стал отмечаться как День специалиста минно-торпедной службы Военно-Морского флота России.
Д.М.
Рекомендую к прочтению:
"Пенни–фартинг" – Высокое колесо. К Дню велосипеда
Квадратная Земля Орландо Фергюсона
Странный Корабль или несостоявшийся технологический прорыв XVII века
«Воздушная королева»: Кэтрин Стинсон – женщина-пилот, покорившая Америку и Азию
Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.