Минуло больше 130 лет, как Mercedes выпустил первый серийный автомобиль без педали сцепления. За этот более вековой срок автоматические коробки переключения передач стали для нас отнюдь не дорогой опцией, а практической необходимостью. Едва ли вы сможете назвать автомобиль, который не имеет в своем оснащении АКПП.
В настоящее время в России более 60% продаваемых автомобилей уходят из салонов с "автоматом". Думаю, что и в остальном мире тенденция такая же. Если учесть растущую популярность электрокаров и гибридов, то АКПП в скором времени вытеснит лучшую в мире коробку передач - старую добрую "мешалку". Для автопроизводителей разработка МКПП в условиях падения на них спроса едва ли будет делом прибыльным, да и механика сегодня не всегда может быть экономичнее автомата, ведь в последней компьютер сам определяет, когда что включить для максимальной экономичности.
Хотя каждая автоматическая коробка выполняет одну и ту же функцию, сегодня их существует множество, и разобраться с ними становится сложнее, ведь каждый производитель придумывает нечто свое для различных автомобилей. Посему, вот вам ложка, чтобы все это дело хотя бы поверхностно разгрести.
Гидромеханическая КПП
Многие из нас слышали про Geartronic, G-Tronic, Steptronic, Tiptronic, ZF
Плюсы: надежны и проверены временем, переключаются гладко, работают тихо.
Минусы: менее эффективны, чем механика, могут быть вяловатыми, все ещё дорогие в продаже.
Эту автоматическую коробку передач можно найти практически в каждом автомобиле без педали сцепления.
Многие называют гидромеханику гидротрансформатором, что не совсем правильно. Гидротрансформатор выполняет роль сцепления, передает вращение от маховика к КПП за счёт специальной жидкости. В вариаторе он тоже есть, но о CVT ниже. Собственно, за счёт жижи и происходит плавное переключение. Технология не стара, как мир, но существует достаточно, чтобы считаться надёжной. Но передача крутящего момента через жидкость приводит к немного большему расходу топлива и к запоздалому переключению. Однако, современные коробки имеют ручной режим и рулевые лепестки, так что "автомат" вам в руки.
Роботизированная с двойным сцеплением КПП
Это всем известные DSG, DCT, PowerShift, S tronic, Porsche-Doppelkupplungsgetriebe (PDK).
Плюсы: быстры в переключении, экономичны.
Минусы: сложное устройство, дорогой ремонт
Автоматические коробки передач с двойным сцеплением появились в 2003 году у Audi TT и Volkswagen Golf R32. Сегодня теперь их можно найти во всех классах автомобилей, от Volkswagen Polo до Porsche 911.
Эта коробка передач работает по тому же принципу, что и роботизированная с одним сцеплением, но в ней два сцепления. Можно сказать так, что вы имеете две КПП, каждая из которых отвечает за четные и нечётные передачи. Идея состоит в том, что пока вы двигаетесь на одной передаче, следующая передача, выбранная мозгами в зависимости от характера движения, уже готова к включению. При переключении, одно сцепление отключается, а другое включается, и происходит это действие за 0,2 секунды.
Робот с двумя сцеплениями не любит низких скоростей, долгих простоев на передаче в пробках, резких стартов. Для экономии расхода он будет всегда стремиться к переключению на более высокую передачу, что может повлиять на динамику при обгоне. Робот просто может задуматься,какую передачу ему выбрать. Поэтому те же подрулевые лепестки вам в помощь и, конечно же, режим Sport
До сих пор их главным недостатком остаётся сложность устройства. Полная замена коробки может вылиться в баснословные деньги. К примеру, у KIA полная замена DCT стоит в районе 800 тысяч рублей у дилера, соответственно. Дешевле всего обходится фордовский Power Shift, около 300 тысяч. DSG от VW потребует около 400.
Вариатор
Чаще мы слышим о CVT, иногда про X-Tronic
Плюсы: механически простой и надежный, экономичный.
Минусы: шумный, может быть вялым, мало возможностей ручного управления.
Переключение передач в бесступенчатой трансмиссии (CVT) проще всего объяснить работой шестерен в скоростных велосипедах.
Только коробке CVT вместо шестерен два шкива конической формы: один соединен с двигателем, а другой приводит в движение колеса, соединенные ремнем. Шкивы непрерывно расширяются и сжимаются в диаметре при ускорении или замедлении, что изменяет передаточное число.
Поскольку передача бесконечно регулируется между самым высоким и самым низким передаточными числами, двигатель остается в своем диапазоне мощности при ускорении, вместо того, чтобы входить и выходить из наиболее эффективного диапазона оборотов, как в случае с другими типами коробок передач. Более того, поскольку нет фиксированных передач, значит нет их переключения, соответственно никаких рывков и толчков при разгоне и торможении.
Обратная сторона заключается в том, что двигатель работает при ускорении на более высоких оборотах, что вызывает много шума. А если мотор немного слабоват, то его приходится ещё сильнее крутить, чтобы разогнать машину.
Если же у вас есть двухлитровый кроссовер на полном приводе с вариатором, то не спешите лезть в грязищу и устраивать покатушки там, где Макар телят не пас. Такая езда чревата перегревом коробки. Для внедорожников есть гидромеханика, а лучше просто механика.
На сим безграмотность считаю ликвидированной.