Богатство связывает нас с землей такими многочисленными привязанностями и так, что смерть редко сумеет разорвать их, избавить нас от них.
Отсюда и тревоги богача в будущей жизни. Однако легко понять, что на самом деле на этом земном шаре нет ничего нашего. Эти товары, которым мы придаем столько цен, принадлежат нам только внешне. Сто других, тысяча других до нас, считали, что владеют ими ; тысяча других после нас будут убаюкивать себя такими же иллюзиями, и все они рано или поздно откажутся от них. Наше тело само по себе является займом природы, и она хорошо знает, как забрать его у нас, когда это ей удобно. Наши единственные устойчивые приобретения носят интеллектуальный и моральный характер.
Из любви к материальным благам часто рождаются зависть и ревность.
Кто несет в себе эти пороки, может проститься с любым покоем, с любым покоем. Его жизнь становится вечным мучением. Успехи, богатство ближнего пробуждают в нем пламенные похоти, лихорадку обладания, поглотившую его. Завистник думает только о том, чтобы затмить других, приобрести богатства, которыми он не умеет даже пользоваться. Разве существует более жалкое существование! Непрестанно преследовать химерическое счастье, положить всю душу в этих тщеславиях, потеря которых отчаивает , не творить ли себе мольбу каждую минуту ?
Однако богатство не является злом само по себе. Оно хорошее или плохое, в зависимости от того, какую работу мы делаем. Главное, что она не внушает ни гордыни, ни твердости сердца. Надо быть хозяином своего состояния, а не рабом, показать себя выше его, бескорыстным и великодушным. В этих условиях опасное испытание богатством становится легче переносить.
Процветание опасно соблазнами, которые оно дает, чародейством, которое оно оказывает на духов. Однако оно может быть источником великого блага, если человек обладает мудростью и мерой.
Можно посредством богатства способствовать интеллектуальному прогрессу людей, улучшению обществ, создавая благотворительные учреждения или школы, вовлекая обездоленных в открытия науки и откровения прекрасного. Но, сверху все видно, богатство должно изливаться на тех, кто борется с нуждой, в виде труда и помощи.
С другой стороны, тратить свои ресурсы на исключительное удовлетворение своего тщеславия и чувств-значит потерять свое существование и создать себе мучительные препятствия. Богатому придется отсчитывать сданный в его руки депозит ради всеобщего блага. Когда неумолимый закон, когда крик его совести поднимется против него в этом будущем мире, где золото больше не имеет влияния,что он ответит на обвинение в присвоении в свою пользу того, что должен был утолить голод и страдания других ?
Когда ум не чувствует себя достаточно вооруженным против соблазнов богатства, он должен уйти от этого опасного испытания, предпочтительно искать простую жизнь, подальше от головокружений фортуны и величия.
Если судьба, несмотря ни на что, вознаградит его занять высокое место в этом мире, пусть он не радуется этому, ибо его ответственность и обязанности будут гораздо шире. Поставлен в нижние чины общества, пусть никогда не краснеет. Роль смиренных - самая чистая, именно они несут на себе всю тяжесть цивилизации ; именно их трудом живет и питается человечество. Бедный должен быть священен для всех, потому что бедный Иисус хотел родиться и умереть ; это бедность, которую избрали Эпиктет, Франциск Ассизский, Микеланджело, Винсент де Поль и так много благородных духов, живших в этом мире. Они знали, что труд, лишения, страдания развивают мужественные силы души, а процветание умаляет их. В отрешенности от человеческих вещей одни находили освящение, остальные-силу, делающую гением.
Бедность учит нас сострадать чужим бедам, давая нам знать их лучше ; она объединяет нас со всеми страждущими; она дает цену тысяче безразличных вещей для счастливых. Те, кто не знавшие ее уроки всегда будут игнорировать одну из самых трогательных сторон жизни.
Не будем завидовать богачам, чье кажущееся великолепие скрывает столько нравственных страданий. Не будем забывать, что под килицей нищеты скрываются самые возвышенные добродетели, самоотречение, дух жертвенности.
Не будем забывать и о том, что именно через труды и кровь, через постоянное заклание малых, общества живут, защищают и обновляют себя.