Найти тему

Как архетипы коллективной души оказывают влияние на культуру( на основе примеров из Освальда Шпенглера «Закат Европы»)

Здравствуйте уважаемые читатели. С вами Александр Клинический. Я клинический психолог, и большой любитель философии и близлежащих дисциплин.

Слышали- ли вы о таком философе, математике, историософе, социологе, публицисте консервативного направления, Освальде Шпенглере? Читали- ли вы его основной труд «Закат Европы»?

Это труд известного в свое время интеллектуала. Работа многогранная, даже многослойная.

Изображение взято из обложки книги Der Untergang des Abendlandes Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte
Изображение взято из обложки книги Der Untergang des Abendlandes Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte

Освальд Шпенглер отрицал единство всемирно-исторического процесса, какого-либо продуманного плана движения цивилизаций.
«У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей» (Освальд Шпенглер "Закат Европы").

Это известное всем мировидение он предлагает заменить иной картиной: циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур.

К числу «великих культур» Шпенглер относит: вавилонскую, египетскую, китайскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся»( по его мнению) русско-сибирскую.

Шпенглер последовательно проводит тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности), равнозначности по своему историческому значению.

Каждая состоявшаяся культура проходит определенные фазы развития и увядания.

Умирание всякой культуры, исчерпание творческих возможностей, характеризуется переходом в фазу цивилизации.

Цивилизация, по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры.

Для цивилизации характерен атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, техницизм и урбанизация.

Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием устройства её «души».

Автор очень оригинально рассуждает о некоторых психологических основах определенных культур.

Я бы от себя сказал, точнее, это влияние некоторых неосознаваемых структур, архетипов.

Архети́п — в аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного, универсальные идеи, которые не осознаются, но структурируют и направляют течение психической жизни, восприятие мира.

От себя я –бы, опять добавил, архетипов не в «юнговском» смысле, а скорее «кантовском», но это только мое частное мнение. К тому- же, сам Освальд Шпенглер этот термин не употребляет совсем.

Однако, в любом случае, эти структуры влияют абсолютно на все.

Как эти неосознаваемые структуры влияют на разные аспекты культуры ( да, и цивилизации), можно, попытаться проследить на примере античной("аполлоновской") и западной ("фаустовской") души.

Западная и античная духовная стихия диаметрально противоположны.

Древние греки были зрительно-телесно мыслящими натурами, а западноевропейские мыслители трансцедентальными аналитиками. Отсюда, по О. Шпенглеру берет начало расцвет инструментальной музыки в классической Западной Европе и ионической мраморной скульптуры начиная с времен Пифагора в Древней Греции.

Античная душа нуждалась в измеримом, конечном, определенном. Западная наоборот, была вся устремлена в бесконечное, необъятное.

«Античная душа ужасалась хаосу первоначальных впечатлений, превращая его в понятную действительность, в упорядоченный космос»(Освальд Шпенглер "Закат Европы").

Западная душа избрала для себя безграничное пространство. «Наше бесконечное мировое пространство, о реальности существования которого, по-видимому, не приходится тратить лишних слов, не существовало для античного человека. Он даже не мог его себе представить»(там же).

Автор утверждает о существовании даже разных математик, не в символическом смысле, а буквальном.

Античный математик знает только то, что он видит и может осязать:«…Античное числовое мышление воспринимает вещи как они есть, как величины, без отношения ко времени, чисто в настоящем. Это привело к Эвклидовой геометрии, математической статике и завершению системы учением о конических сечениях…»(там же).

«…Мы воспринимаем вещи с точки зрения их становления и взаимоотношения, как функции. Это привело к динамике, аналитической геометрии и от нее к дифференциальному счислению»( там же).

«…Западноевропейский математик, освободившийся от античных предрассудков и вступивший на самостоятельную дорогу, удаляется в совершенно абстрактные области бесконечных числовых множественностей n количества - не только 3-х измерений, где его так называемая геометрия может, и в большинстве случаев принуждена, обходиться без какой-либо помощи наглядности»(там же).

В основе античного познания лежит телесность, античный космос есть сумма исчисляемых материальных предметов, западноевропейское мироощущение находило выражение в образе бесконечного пространства. В этом пространстве «…все видимое воспринимается как нечто обусловленное по отношению к чему-то безусловному…». «Его символом является решающее, ни в какой другой культуре не встречающееся понятие функции»(там же).

Таким образом, состояние духа влияет на открытия, которые могут быть под их влиянием.

Влияет и на живопись, поэзию, как утверждает О.Шпенглер.

Так, в сфере искусства западноевропейского творца обильно предоставлены впечатления от далеких ландшафтов, облаков, горизонтов, заходящего солнца.

Эти впечатления неизменно связываются с чувством чего-то будущего. Греческий поэт не видит того- же, он весь в настоящем, «…принадлежит близкой окрестности»(там же), и не воспевает будущего.

Потому, Греция , за исключением имперского Александра Македонского, не осуществляла никаких завоеваний. Примечательно, что Спарта, несмотря на то, что являлась феноменальным примером высокоразвитого военного государства, не достигла парадоксальным образом никаких исторических успехов. Не из-за структуры –ли самого греческого духа?

Именно безграничностью можно объяснить и ,настолько несвойственную другим культурам, устремленность в неведомое; и невероятную экспансию Запада,; и невиданный прежде расцвет науки. Именно такое строение коллективного духа могло дать тот невероятный взлет, то величие, которым характеризовалась западноевропейская культура и цивилизация.

Основной труд Освальда Шпенглера "Закат Европы" на немецком с подписью автора
Основной труд Освальда Шпенглера "Закат Европы" на немецком с подписью автора

Шпенглер писал свои труды в первой половине 20 века( умер в 1936 г.), и хотя и говорил о закате западноевропейской цивилизации, не мог точно знать, что впоследствии наступит. Он пророчески считал, что Мировая война — это начало агонии европейской цивилизации.

Современна цивилизация, которая находится на тех территориях, где была описываемая им, конечно , не имеет уже ничего общего с предыдущей. Ей несвойственен и непонятен фаустовский дух. И уж точно её не характеризует протяженность и безмерность. Это культура (если так можно выразиться, в отношении существующей) постмодерна. Она уже отрицает все позитивные начала, всё традиционное. Отрицает, и нередко очень агрессивно, прошлое , становящееся ей тотально чуждым и непонятным.

Но, это совсем уже другая тема.

Спасибо за внимание. Если не затруднит, поставьте лайк. Очень признателен подписавшимся.