Здравствуйте уважаемые читатели. С вами Александр Клинический. Я клинический психолог, и большой любитель философии и близлежащих дисциплин.
Слышали- ли вы о таком философе, математике, историософе, социологе, публицисте консервативного направления, Освальде Шпенглере? Читали- ли вы его основной труд «Закат Европы»?
Это труд известного в свое время интеллектуала. Работа многогранная, даже многослойная.
Освальд Шпенглер отрицал единство всемирно-исторического процесса, какого-либо продуманного плана движения цивилизаций.
«У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей» (Освальд Шпенглер "Закат Европы").
Это известное всем мировидение он предлагает заменить иной картиной: циклической историей возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур.
К числу «великих культур» Шпенглер относит: вавилонскую, египетскую, китайскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся»( по его мнению) русско-сибирскую.
Шпенглер последовательно проводит тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности), равнозначности по своему историческому значению.
Каждая состоявшаяся культура проходит определенные фазы развития и увядания.
Умирание всякой культуры, исчерпание творческих возможностей, характеризуется переходом в фазу цивилизации.
Цивилизация, по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры.
Для цивилизации характерен атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, техницизм и урбанизация.
Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием устройства её «души».
Автор очень оригинально рассуждает о некоторых психологических основах определенных культур.
Я бы от себя сказал, точнее, это влияние некоторых неосознаваемых структур, архетипов.
Архети́п — в аналитической психологии структурный элемент коллективного бессознательного, универсальные идеи, которые не осознаются, но структурируют и направляют течение психической жизни, восприятие мира.
От себя я –бы, опять добавил, архетипов не в «юнговском» смысле, а скорее «кантовском», но это только мое частное мнение. К тому- же, сам Освальд Шпенглер этот термин не употребляет совсем.
Однако, в любом случае, эти структуры влияют абсолютно на все.
Как эти неосознаваемые структуры влияют на разные аспекты культуры ( да, и цивилизации), можно, попытаться проследить на примере античной("аполлоновской") и западной ("фаустовской") души.
Западная и античная духовная стихия диаметрально противоположны.
Древние греки были зрительно-телесно мыслящими натурами, а западноевропейские мыслители трансцедентальными аналитиками. Отсюда, по О. Шпенглеру берет начало расцвет инструментальной музыки в классической Западной Европе и ионической мраморной скульптуры начиная с времен Пифагора в Древней Греции.
Античная душа нуждалась в измеримом, конечном, определенном. Западная наоборот, была вся устремлена в бесконечное, необъятное.
«Античная душа ужасалась хаосу первоначальных впечатлений, превращая его в понятную действительность, в упорядоченный космос»(Освальд Шпенглер "Закат Европы").
Западная душа избрала для себя безграничное пространство. «Наше бесконечное мировое пространство, о реальности существования которого, по-видимому, не приходится тратить лишних слов, не существовало для античного человека. Он даже не мог его себе представить»(там же).
Автор утверждает о существовании даже разных математик, не в символическом смысле, а буквальном.
Античный математик знает только то, что он видит и может осязать:«…Античное числовое мышление воспринимает вещи как они есть, как величины, без отношения ко времени, чисто в настоящем. Это привело к Эвклидовой геометрии, математической статике и завершению системы учением о конических сечениях…»(там же).
«…Мы воспринимаем вещи с точки зрения их становления и взаимоотношения, как функции. Это привело к динамике, аналитической геометрии и от нее к дифференциальному счислению»( там же).
«…Западноевропейский математик, освободившийся от античных предрассудков и вступивший на самостоятельную дорогу, удаляется в совершенно абстрактные области бесконечных числовых множественностей n количества - не только 3-х измерений, где его так называемая геометрия может, и в большинстве случаев принуждена, обходиться без какой-либо помощи наглядности»(там же).
В основе античного познания лежит телесность, античный космос есть сумма исчисляемых материальных предметов, западноевропейское мироощущение находило выражение в образе бесконечного пространства. В этом пространстве «…все видимое воспринимается как нечто обусловленное по отношению к чему-то безусловному…». «Его символом является решающее, ни в какой другой культуре не встречающееся понятие функции»(там же).
Таким образом, состояние духа влияет на открытия, которые могут быть под их влиянием.
Влияет и на живопись, поэзию, как утверждает О.Шпенглер.
Так, в сфере искусства западноевропейского творца обильно предоставлены впечатления от далеких ландшафтов, облаков, горизонтов, заходящего солнца.
Эти впечатления неизменно связываются с чувством чего-то будущего. Греческий поэт не видит того- же, он весь в настоящем, «…принадлежит близкой окрестности»(там же), и не воспевает будущего.
Потому, Греция , за исключением имперского Александра Македонского, не осуществляла никаких завоеваний. Примечательно, что Спарта, несмотря на то, что являлась феноменальным примером высокоразвитого военного государства, не достигла парадоксальным образом никаких исторических успехов. Не из-за структуры –ли самого греческого духа?
Именно безграничностью можно объяснить и ,настолько несвойственную другим культурам, устремленность в неведомое; и невероятную экспансию Запада,; и невиданный прежде расцвет науки. Именно такое строение коллективного духа могло дать тот невероятный взлет, то величие, которым характеризовалась западноевропейская культура и цивилизация.
Шпенглер писал свои труды в первой половине 20 века( умер в 1936 г.), и хотя и говорил о закате западноевропейской цивилизации, не мог точно знать, что впоследствии наступит. Он пророчески считал, что Мировая война — это начало агонии европейской цивилизации.
Современна цивилизация, которая находится на тех территориях, где была описываемая им, конечно , не имеет уже ничего общего с предыдущей. Ей несвойственен и непонятен фаустовский дух. И уж точно её не характеризует протяженность и безмерность. Это культура (если так можно выразиться, в отношении существующей) постмодерна. Она уже отрицает все позитивные начала, всё традиционное. Отрицает, и нередко очень агрессивно, прошлое , становящееся ей тотально чуждым и непонятным.
Но, это совсем уже другая тема.
Спасибо за внимание. Если не затруднит, поставьте лайк. Очень признателен подписавшимся.