Дмитрий Плотников – сооснователь Buddy.ai, голосового ИИ-репетитора английского языка для детей. Компания разрабатывает виртуальных учителей – технологию, основанную на виртуальных агентах на базе искусственного интеллекта и механизмах адаптивного обучения. Виртуальные учителя делают доступным персонализированное образование на больших масштабах, а введение виртуальных репетиторов, по оценкам экспертов, станет серьезным изменением для мировой образовательной индустрии с оборотом в четыре триллиона долларов. Мы спросили Дмитрия, что он думает о будущем EdTech-отрасли и какие советы может дать начинающим командам.
Какие вызовы сегодня стоят перед системой образования?
Главный вызов тот же, что и для любых устаревших институтов — как жить в 21 веке? Доисторический человеческий мозг, средневековые институты и технологии будущего — никто не понимает как правильно с этим жить. Перед системой образования тот же вызов, что и перед родителями и государством — как жить в резко меняющимся мире, чему учить детей и зачем, как оградить от плохого и что хорошо. Мы видим много мнений, но теория это одно, а сознательно сменить вековые социальные институты другое.
Все остальные выводы лишь следствие из этого — удалёнка, новые профессии, "мягкие навыки", из-за технологических революций мы оказались в новом мире и совершенно не понимаем как здесь жить.
Какие технологии будут наиболее перспективны в сфере EdTech в ближайшие 5-10 лет? На что стоит обратить внимание технологическим командам, которые только находятся на старте развития проекта?
Те же, что и в других индустриях. EdTech ничего сам не придумал, он просто подбирает то, что даёт ему технологическая революция: сделали YouTube и оказалось, можно выложить лекции, чтобы их смотрели. Сделали вебинары, оказалось что можно их использовать для лекций. Появился Skype, ок, по нему еще и учить можно.
Появится что-нибудь достойное в VR/AR — пойдут туда. Появятся какие-то AI-решения — их возьмут.
Какие популярные сегодня технологии или идеи, на ваш взгляд, скорее хайп, нежели будущее EdTech рынка?
Любопытней обратный вопрос, что вообще из всего EdTech хоть как-то работает? Я за любой хайп в EdTech.
По прогнозам экспертов, в ближайшие 5-7 лет рынок EdTech будет расти минимум на 20% в год. На ваш взгляд, какие меры поддержки и стимулирования необходимы для кратного увеличения количества стартапов и технологических команд, разрабатывающих цифровые продукты для рынка образования?
Наверное, если сделать понятный канал привлечения пользователей через муниципальную систему образования — можно кратно все увеличить. Всем будет понятно как делать не B2C, а что можно просто прийти, договориться и если у тебя хороший продукт — встать в школы, к учителям, в вузы. Это понятная история, когда стартапу не надо будет "делать бизнес с нуля" и тратить годы на market fit. Если условный аспирант с крутым продуктом сможет зайти в школы, и по результатам теста это раскатается на полстраны — EdTech станет крайне привлекательной историей.
Насколько российских EdTech сегодня конкурентоспособен на мировой арене?
Мы конкурентноспособны. Про остальных не знаем.
Этим летом проходит проектно-образовательный интенсив Архипелаг 2121. На нем 1000 технологических команд пройдут образовательную и акселерационную программы, представят свои проекты потенциальным инвесторам и заказчикам. На ваш взгляд, насколько формат массовой подготовки команд- разработчиков продуктов эффективен и ускорит цифровизацию, технологическое развитие системы образования в стране?
Мы за любой движняк, кроме голодовки. Если это даст плоды в виде конкретных работающих продуктов, которым пользуются живые люди — оно того стоило.