Вашему вниманию предлагается цикл рассказов об народном фольклоре, во всех его разнообразных проявлениях, распустившихся буйным цветом в наше время. Наблюдения НЛО, монстры, снежные люди, гномы и многие другие. .ю Как понять, где правда, а где обман или фантазия? Что бы научится понимать, надо познакомится с народным фольклором в том виде, в каком его понимают ученые, занимающиеся разными видами народного творчества.
Давайте попробуем разобраться вместе!
Начнем с городских легенд. Городская легенда — современная разновидность легенды (мифа): короткая и на первый взгляд правдоподобная таинственная история, хотя обычно не соответствующая действительности, опирающаяся на современную техническую и общественную реальность.
Сам термин «городская легенда» в русском языке является калькой с английского словосочетания «urban legend», которое переводится как байка, выдумка (выдаваемая за правду) .
Считается, что городская легенда обычно затрагивает глубинные проблемы и страхи современного общества. В общем то сказка для психиатров.
Городская легенда является частью современного фольклора,. Ее передают в разговоре или через интернет. Как правило, это рассказ о невероятном, страшном, мистическом. Обычно пересказывается как история, случившаяся с кем то, связанным со знакомым родственника, соседа или сослуживца.
Такой случай описывают как настоящий, в который рассказчик обычно верит сам.
Главная функция — предупреждение о некой страшной опасности . Часто городские легенды становятся основой для публикаций «уток» в прессе. Впрочем, бывает, что в погоне за тиражом, пресса сама придумывает городские легенды - "сенсации".
О чем же рассказывают?
Современные сказки
Современными сказками являются истории, основанные на старых сказках и легендах, которым может быть уже много сотен и даже тысяч лет. Привычный сюжет перекладывается на современные условия. Рыцаря меняют на бизнесмена, а Золушку — на симпатичную жительницу далекой деревни, которая выходит замуж за «сказочного принца». Как правило, все такие истории затрагивают классические темы: любовь, смерть, болезнь, войну, удачу-неудачу. Но добро всегда побеждает зло, В сказке обязательно присутствует элемент волшебства: волшебный помощник ( подруга, гадалка, знахарь и пр.) или предмет (карты, кольцо, даже шапка-невидимка и др.), который является принципиальным жанровым признаком.
Бывальщины, былички
Истории, рассказываемые от лица участников или знакомых участников событий, как реальные происшествия. Обязательно указание конкретных лиц, участвующих в событиях. Описывает событие, с участием существ из сверхъестественного мира.
Цель подобных быличек (бывальщин) — научить подрастающее поколение правилам общения с миром сверхъестественного. Обязательно называют конкретное, известное всем место действия. Так создаётся эффект правдоподобности (это обязательный жанровый признак).
Многие городские легенды относится к современным вариантам быличек(бывальщин). Поэтому термин «легенда» является неправильным.
Криминальные истории
Обычно это история об идеальном преступлении. Преступник в такой истории может быть беспощадный мафиози, который вызывает уважение или зависть. Вместе с тем криминология знает реальные случаи превращения уголовных дел в городские легенды, например, Фишер или «Дело о подмосковных казино».
Истории о правительственных заговорах
Обычно навеянные шпионскими фильмами истории о сверхсекретных правительственных заговорах. К ним относятся мифы о радикальных социальных экспериментах, заговорах крупных корпораций, и так далее.
Мифы о секретных технологиях
Это, например, мифы о существовании технологий, с помощью которых возможно поменять гравитационное поле Земли, состав воздуха или воды и т.п.
Популярны мифы о каких-либо высокотехнологичных машинах, которые будто бы имеются на вооружении неких стран. Например, известны легенды о том, что Третий рейх достиг серьёзных успехов в разработке «летающих тарелок» или о психотронном оружии, использовании инфразвука и т.п. Также существует миф о технологиях, которые вызывают землетрясения, похолодания и прочие природные катаклизмы.
Мифы о похищениях людей
Похитителями выступают инопланетяне, преступники или тайные организации. Рассказывают о похищение « на органы», для сверхсекретных экспериментах или обрядов. Встречаются мифические сюжеты о русалках, водяных, леших и прочей нечисти.
Истории, основанные на аномальных явлениях
Большая часть городских легенд основывается на страхе и непонимании аномальных явлений, неумении правильно интерпретировать непонятные происшествия. Рассказывают о встречах людей с инопланетянами, призраками или полтергейстом.
Воздействие индустрии
Пугающим элементом является новейшее механизированное и автоматизированное, компьютеризованное производство, особенно продуктов питания. Известные легенды — про утонувшего в закваске для кваса человека, про найденные в колбасе и пельменях крысиные хвосты либо фаланги пальцев, кольца.
Обхождение с техникой
Основаны на боязни или непонимании всё более усложняющейся техники. Обычно рассказываются о необразованных людях, непонимающих современного технического прогресса. Классическая история домашних животных в микроволновой печи и крокодилах в канализации.
Страх перед властью
Истории, основанные на страхе перед представителями власти (любой) и спецслужб. О криминальных авторитетах и мелких жуликах.
Говоря о городских легендах нельзя не вспомнить Фейклоре (от англ. fake — «поддельный, подложный» и folklore — фольклор), псевдофольклор, фальшлор, квазифольклор — недостоверный, искусственно созданный фольклор, выдаваемый за настоящий.
Фейклор
Термин «псевдофольклор», или фейклор, был создан американским фольклористом Р. Дорсоном , профессором истории США .
Сейчас уже не ставится под сомнение положительное влияние искусственно сконструированного фольклора на развитие туристической индустрии.
Но как понять, что рассказывают городскую легенду, а не настоящую, пусть и странную историю?
продолжение следует