Мы продолжаем публикацию статей, основанных на дневниках Григория Прокофьевича Головченко. Военный период, описанный в них, открывается январем 1942 года. Предыдущую часть вы можете прочитать здесь.
«Раз уж я упомянул о Витебском деле, расскажу ещё об одном случае нарушения конспирации и к чему это привело.
В небольшом городишке, затерянном среди лесистых болот, работал наш очень хороший разведчик (офицер Красной армии) начальником местной полиции. Это был просто клад для нас, так как он снабжал нас не только интересной информацией, но, самое главное, снабжал чистыми бланками документов на право жительства. Миша (как мы его назовём) отлично себя зарекомендовал как начальник полиции, и ему немцы многое доверяли. Но он был не в меру эмоционален, для разведчика это не самое лучшее качество, и эта черта его характера привела к провалу весьма ценного разведчика.
Миша участвовал в облавах, в арестах советских и партийных работников, присутствовал при допросах с пытками и т.п. Не выдержав напряжения, он начал в одиночку партизанить, т.е. начал расстреливать наиболее старательных палачей и приспешников гестапо. За довольно короткое время он уничтожил 20 мерзавцев и, конечно же, вызвал подозрение своими рьяными действиями у своих начальников. А расстреливал он подлецов, приписывая им мнимую связь с партизанами или с подпольщиками, которых, кстати, ни в городе, ни в ближайшем окружении не было.
Об этом я узнал совершенно случайно от его помощника, и мне пришлось срочно, в одну ночь, "снять" его с должности начальника полиции и заодно с "должности" нашего разведчика. Другого выхода не было и быть не могло. Мы с ним в ту же ночь, что я пришёл к нему, ушли совсем с этого городка, прихватив с собой документы и трех оголтелых мерзавцев-предателей, с которыми мы бодро-весело пропутешествовали около 40 километров, а потом за "ненадобностью" пристрелили в лесу и оставили волкам на поживу. Ничего не поделаешь, война - суровая штука, не всегда воспользуешься мирными принципами. Сам судил и сам приводил приговор в исполнение.
Ну а как же Миша? Ведь ему - суд военного трибунала за невыполнение боевого задания. Здесь я нарушил закон. При переходе линии фронта, сдал его одному хорошо знакомому генералу - командиру дивизии - на должность командира разведроты, предварительно изменив ему фамилию, имя и отчество, оставив при этом только присвоенное ему воинское звание - старший лейтенант. Как он потом восстановил свое собственное имя, я не знаю. Затерялся он из моего поля зрения на дорогах Великой войны, но я не могу забыть его героизм и преданность своему народу. Если погибла эта буйная голова - вечная память и слава ему, если же жив, дай бог ему дожить до правнуков. Ему есть о чём рассказать и внукам, и правнукам».
Продолжение следует…
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить продолжение, ставьте лайки, и вы узнаете много интересных фактов об истории из первых уст.
Любое использование (полное или частичное) материалов данной публикации возможно только с разрешения администратора канала «На волне памяти»!
Мнения авторов могут не совпадать с официальной позицией и позицией редакторов
#история #мемуары #Григорий Головченко #воспоминания #ВОВ #Великая Отечественная война #война