На днях задумался о… японской аристократии. Вот есть у них император Нарухито. А где японские герцоги, графы, бароны и прочая знать? Почему про них ничего не слышно? Куда они подевались?
Копнул поглубже — оказалось, что их нет. Копнул еще глубже — выяснил, что аристократия есть (вернее, была), но отличается, например, английской, где графов и баронов как грязи. В Японии было несколько дворянских титулов, вернее, всего два – сёгун и даймё. Все остальные – самураи. И была еще придворная знать, которая не выходила за границы императорского дворца — кугэ.
Дворцовая знать жила по своим странным и причудливым правилам. Она считалась украшением государства, а служилые дворяне — самураи — должны были её охранять. Каждый японский дворянин должен был уметь делать четыре вещи: играть в го, играть на музыкальном инструменте, играть в слова (писать стихи) и играть в буквы (каллиграфия).
Игра в го
Игра в го относилась к обязательным умениям любого японского аристократа. Есть невероятно красивая легенда о появлении этой игры.
Жил-был Бессмертный, который пытался постичь гармонию мира. Каждый день он приходил к реке, доставал мешочек с белыми камнями, и выкладывал узоры на срезанном пне. Однажды к нему подошел другой Бессмертный. Он тоже пытался познать истину, только камни у него были чёрные, и искал он прежде всего несовершенство и недостатки этого мира.
Достав мешочек с чёрными камнями, он выложил один перед Бессмертным. Долго думал Бессмертный, пока не понял, на какой недостаток указал ему Бессмертный. Ответить можно было лишь одним способом — выложить белый камень.
Так началась игра. Черный камень указывал на нарушение гармонии, а белый камень ее восстанавливал. Доведя игру до конца, оба Бессмертных освободились и растворились. А людям в подарок осталась игра.
Играя в го, японский аристократ постигал мудрость мира. А с точки зрения психологии и физиологии, игра развивает пространственное мышление, учит понимать причинно-следственные связи и максимально напрягать интеллект, просчитывая варианты хода.
Игра на музыкальном инструменте
Игра на музыкальном инструменте подчеркивала духовность аристократа. К традиционным японским инструментам относятся флейты хаяси и сякухати, барабан цудзуми и лютня сямисэн. Но самым почитаемым инструментом была цитра кото. Цитра кото считалась божественной, её сравнивали с драконом или фениксом, а музыку называли не иначе как голосом ветра.
Игра в слова (стихосложение)
Среди японских аристократов было принято обмениваться стихотворениями. Как только случалось какое-то важное событие, аристократ был обязан выразить к нему своё отношение в поэтической форме.
Даже во время битвы самураи придумывали рэнга – цепочку из двух-трёх строк, которую продолжал другой самурай, и так по кругу, пока не получалась полная танка. Особый пласт стихотворений составляют предсмертные стихи самураев.
Поскольку всё в этом мире —
Лишь кукольное представление,
Путь искренности – это смерть.
(Ямамото Цунэтомо)
Или вот, например, стихотворение Басё, которое он продиктовал ученикам перед смертью:
Лихорадка в пути.
Сон мой кругами бродит
По выгоревшему полю.
Игра в буквы (каллиграфия)
Только тот самурай мог считаться просветлённым, у которого в походном мешке были бумага, кисть и тушь. Умение красиво писать приравнивалось к умению разить врага саблей на поле бое. Если самурай плохо исполнял каллиграфию, его не выпускали из додзё (школы самураев), даже если шли военные действия.
Кисть самурай воспринимал как меч, а умение красиво писать — как битву между добром и злом. Самурай мог неделями выписывать один и тот же иероглиф, пока не получилась безупречная надпись.
Когда самурай делает движение кистью, он оставляет неповторимый след. Разве можно в таком случае оставить не идеальный иероглиф? Что о тебе будут думать? Что ты точно также не идеален в бою.
А теперь, если переложить четыре умения японского аристократа на реальную жизнь, становится понятно, почему японская техника (фотоаппараты, автомобили, телевизоры, магнитофоны и так далее) всегда считалась и до сих пор считается самой качественной в мире.
Согласны?