Найти в Дзене

Справа - ямщик, слева – римлянин

Треть автомобильных стран мира ездит по левой стороне дороги, две трети – по правой, и тут мы - в большинстве. Конечно, у такого положения дел есть исторические предпосылки. Для левосторонних водителей тренды заданы Британией, успевшей «навести свои порядки» в тринадцати своих колониях, правостороннее движение часто связывают с Францией и ее влиянием на другие страны. У России - свой путь.

Едем слева

Британия, может, и оставила левостороннее движение в наследство своим бывшим заморским колониям, в том числе Индии, чье население насчитывает больше миллиарда жителей, и Пакистану с Индонезией, в каждой из которых проживает в полтора раза больше человек, чем в России, но на самом деле «виноваты» во всем римляне – чей стаж колонизации значительно больше британского. В середине II века до н. э. римляне захватывали власть в Европе и Средиземноморье, увеличивая территорию республики, а потом империи за счет новых и новых завоеваний. Для удержания земель и организации жизни на них по римским стандартам им, в том числе, приходилось строить новые хорошие дороги. Так и появилось известное изречение «Все дороги ведут в Рим», которой суждено было пройти сквозь века и стать крылатой, правда, не совсем в оригинальном значении.

Так, и в Британии, тоже ставшей в свое время колонией Рима, история дорожного строительства берет начало именно в нем, и несмотря на то, что за минувшие столетия технологии и конструкции дорог не раз трансформировались, многое осталось неизменным, особенно правило левостороннего движения.

На Западе первым документом, регламентирующим порядок движения на дорогах, стал английский билль 1756 года, согласно которому ехать по Лондонскому мосту нужно было именно по левой стороне. Проехал справа? Заплати в казну фунт серебра. Через двадцать лет в Англии издали «Дорожный акт», который вводил левостороннее движение уже для всех дорог страны. Если для римлян был принципиален вопрос скорости боевого разворота колесниц, то консервативные британцы связали необходимость ехать слева, прежде всего, с этикетом, – мужчины носили холодное оружие на левом бедре, и такая схема движения при необходимости поприветствовать другого джентльмена, следующего по «встречке», позволяла свободно действовать правой рукой, не боясь нанести визави ранения мечом.

Есть и другие версии, объясняющие происхождение этого обычая, – левая сторона отводилась для военных, правая – для гражданских, уступающих дорогу, или то, что левостороннее движение было необходимо, чтобы кучер, подгоняя лошадей кнутом, не задевал прохожих. Также есть и «морское объяснение» - до Британских островов ходили пароходы и корабли, которые обходили друг друга слева, после чего этот обычай стал сухопутным. Сегодня в мореходстве, кстати, принят обгон справа.

В современной Европе Великобритания стала одной из немногих стран, где принято ездить слева. А вот в мире помимо Туманного Альбиона и его бывших колоний есть и другие «левосторонние» страны, например, Япония. Хотя и здесь «виноваты» британцы, которые в XIX веке построили в стране восходящего солнца железнодорожные и трамвайные - на конной тяге - линии, движение по которым осуществлялось именно слева.

Некоторые принципиальные японцы скажут, что правило двигаться по левой стороне в их жизнь привнесли еще в древности самураи, которые… носили мечи-катаны, выступающие на полметра, на левом боку. Самураи, как и британские джентльмены, очень не хотели без повода задеть кого-то мечом и спровоцировать таким образом схватку. Традиция, предписывающая каждому, кто направлялся в сторону столицы, держаться левой стороны, закрепилась в Японии в начале периода Эдо (1603-1867 годы). В середине XIX века страну практически насильно «открыли миру», молодые японцы отправились учиться в западные университеты, прониклись технологическим прогрессом и начали тотально заимствовать наработки. А дальше вмешались британцы с железными дорогами и персонально посол королевы Виктории, который в 1859 году убедил японское правительство принять левостороннее движение и на дорогах. Законодательно право ездить слева закрепили в Японии только в 1920-х годах, хотя и до этого японцы редко шли наперекор системе, - культура японского общества строго требует придерживаться даже негласных порядков и правил.

Едем справа

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в I веке до н.э. жители современной территории России выкладывали колесные и вьючные пути жердевыми настилами. Их остатки были найдены вблизи Нижнего Тагила на Урале, возле Калининграда и Нарвы на побережье Балтики. Тем не менее в домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними, а дороги приобрели главенствующее значение уже в период татаро-монгольского ига.

Благоустроенные дороги у нас начали строить не для простых «водителей», а для ямщиков от государства, отвечающих за регулярные почтовые и транзитные перевозки. При Петре I ямщики двигались по правой стороне, а вдоль основной дороги шла «выделенка» - для царя и членов его семьи. Разъезжаясь и уступая путь господам, ямщики уводили тяжелую повозку в правую сторону, натягивая вожжи более сильной - правой рукой. Датский посланник в России Юст Юль в 1709 году писал, что здесь «повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны».

Законодательно правостороннее движение в России закрепила указом дочь Петра I - императрица Елизавета Петровна в 1752 году.

А как на все это повлияла Франция? Несмотря на то, что в царской России было модно говорить на «языке любви» и вообще все французское, именно правостороннее движение Франция принесла в другие страны. Во времена Великой Французской революции 1789 года в декрете, изданном в Париже, предписывалось двигаться по «простонародной» правой стороне. А уже Наполеон Бонапарт сделал это правило нормой для завоеванных стран и стран-союзников. Из солидарности на правую сторону переместились Швейцария, Голландия, Германия, Испания, Италия и Польша, а «левыми» странами остались Британия, Австро-Венгрия, Португалия, - они же противостояли великой армии Наполеона. Интересная ситуация сложилась в Австрии: в некоторых провинциях движение здесь было левосторонним, а в других - правосторонним. И лишь после оккупации Австрии Германией в 1938 году страна полностью перешла на правостороннее движение.

По правой стороне дороги ездят сегодня и в США, хотя изначально жители Нового Света двигались слева, но не без участия французов и назло Британии сменили ориентиры. Считается, что «убедил» их в необходимости такого решения французский генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внес значительный вклад в борьбу за независимость Америки от британской короны. Из-за соседства с бывшими французскими землями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие колонии Британии в Африке.

В другую сторону

Поменять складывающиеся столетиями правила оказалось возможно, хотя и непросто. Одной из последних стран континентальной Европы, перешедшей с левостороннего на правостороннее движение, стала Швеция. Несмотря на то, что в ходе референдума в 1955 году 83% голосовавших шведов выступили против таких изменений, власти начали готовить инфраструктуру к новым правилам, ведь все соседи, включая Норвегию и Финляндию, ездили как раз по правой стороне. 3 сентября 1967 года вся Швеция встала в пробках, - начали действовать новые ПДД. Это событие вошло в историю как День «Н» (сокращенно от Högertrafikomläggningen – «правостороннее движение»). Автомобилистам, мотоциклистам и велосипедистам пришлось потратить немало усилий и нервов, чтобы перестроить мышечную память и все мышление и научиться ездить по-новому. Какое-то время процесс сопровождался заторами и мелкими дорожно-транспортными происшествиями, тем более, что большинство шведов ездило на авто с левым рулем. Несмотря на это и благодаря тщательному планированию масштабный переход прошел успешно. Более того, какое-то время в стране сохранялись крайне низкие показатели по ДТП, так как привыкая к новым порядкам ответственные шведы ездили с особой осторожностью.