Вооруженные рейды бельгийской полиции приоткрыли завесу над зловещим новым фронтом в войне с наркотиками
В 5 утра вторника в прошлом месяце 1600 полицейских и спецназовцев в балаклавах, ощетинившихся оружием и таранами, получили приказ действовать в районе бельгийского портового города Антверпен.
Более 200 адресов были обысканы в ходе крупнейшей полицейской операции, когда-либо проводившейся в стране, и, возможно, одного из самых значительных шагов против все более мощных наркобанд Западной Европы.
Есть надежда, что операция “Небо” возвестит о падении целого поколения местных боссов, хотя бельгийские и голландские "крестные отцы" в основном сейчас скрываются в Дубае и Турции, надеясь оказаться вне досягаемости властей.
Невероятные 27 тонн кокаина были изъяты на причалах Антверпена, в контейнеровозах и конспиративных квартирах на общую сумму 1,4 млрд евро (120млрд в рублях), и было произведено множество арестов. Это было воспринято как мощный удар по тому, что федеральный прокурор Бельгии Фредерик Ван Леу называет “миром, в котором мораль полностью исчезла”, но операция "Небо" также подчеркнула пугающее развитие событий. Европа затмила США как излюбленный рынок колумбийских картелей из-за более высоких цен и гораздо более низких рисков, которые представляют европейские правительства с точки зрения запрета, экстрадиции и ареста активов.
Джереми Макдермотт, бывший офицер британской армии, который в настоящее время является исполнительным директором аналитического центра InSight Crime, сказал, что килограмм кокаина в США стоит до 28 000 долларов оптом, но в среднем по Европе он достигает 40 000 долларов, а в некоторых частях Европы-почти 80 000 долларов.
“Это больше денег за меньший риск. Я вижу преднамеренное решение некоторых высокопоставленных колумбийских торговцев людьми, основанное на источниках, которые присутствовали на серии встреч в 2005-6 годах, где принимались деловые решения”, - сказал Макдермотт. “Это бизнес без проблем. Причина, по которой Антверпен и Роттердам так привлекательны, заключается в том, что они являются одними из самых эффективных портов в мире, обрабатывающих огромные объемы контейнеров, что позволяет торговцам людьми играть в игру с цифрами.”
Методы работы, применяемые в крупных портах Европы, где голландские и бельгийские преступники заключают субподряды с колумбийцами для передачи продукта итальянским, албанским, британским и ирландским сетям организованной преступности, приводят к уровню коррупции и насилия, невиданному ранее в этой части мира. “У нас больше нет грабежей”, - сказал Йорис ван дер Аа, уважаемый криминальный репортер и обозреватель газеты "Газет ван Антверпен". “Все работают в наркобизнесе.”
Среди тех, кого вытащили из постелей во время первой операции "Небесный рейд" 9 марта, были служащие полиции, сотрудник прокуратуры, государственные служащие, налоговые чиновники и администраторы больниц, подозреваемые в передаче необходимой информации бандам, а также те, кто, как полагают, был ответственен за почти ежедневные случаи насилия, связанного с бандами, в городе в последние месяцы, начиная от перестрелок на дорогах и нападений с применением гранат на дома до избиений в наказание. Было произведено почти 50 арестов, но за ними последовало еще много. Только в прошлый четверг были проведены обыски в двух тюрьмах и 24 домах в Антверпене, Боргерхауте, Борсбеке, Эссене, Локерене, Вильрейке и Вейнегеме. Еще 11 человек были зачитаны их права.
Голландская полиция ворвалась в здание на плантации Ваус, где была обнаружена камера пыток, построенная в транспортном контейнере. Фото: Politie Landelijke Eenheid/Reuters
Операция "Небо" готовилась уже два года, отчасти вызванная растущим чувством страха в городе. Мэр Антверпена Барт Де Вевер получил 24-часовое уведомление о безопасности после угроз его жизни. Но масштабы жестокости, обрушившейся на Антверпен, пожалуй, наиболее остро ощутились прошлым летом, когда была обнаружена камера пыток в деревне Ваус-Плантадж, в 30 милях от города.
Была обнаружена импровизированная тюрьма, построенная из семи грузовых контейнеров, шесть из которых использовались в качестве камер для содержания заключенных. Последний, в комплекте с зубоврачебным креслом с ремнями на подлокотниках и подножках, был приспособлен для пыток. Ножницы, пилы, скальпели, плоскогубцы, скотч, балаклавы и черные хлопчатобумажные мешки, надеваемые на голову, давали достаточно наглядное доказательство его назначения.
Но несмотря на все призывы Де Вевера надеть “шланг высокого давления” на это пятно в городе, операция "Небо", по мнению бельгийских прокуроров, была возможна только благодаря расшифровке того, что было описано как не поддающаяся взлому зашифрованная служба обмена сообщениями, известная как SKY ECC, канадская коммуникационная компания, подозреваемая прокурорами в том, что она является преступной организацией, маскирующейся под законный бизнес, обслуживающий людей, любящих частную жизнь.
Прокуроры заявили, что смартфоны, оснащенные приложением SKY ECC, но с удаленными функциями микрофона и GPS, были распространены по всему городу среди тех, кто входил в сеть людей, подозреваемых в работе на наркобанды.
Во всем мире зарегистрировано 171 000 устройств SKY ECC, в основном в Европе, Северной Америке, ряде стран Центральной и Южной Америки – в основном в Колумбии – и на Ближнем Востоке. Но поразительно, что 25% активных пользователей этих устройств находятся в Бельгии (6000) и Нидерландах (12 000), и половина из них, как говорят, используется в порту Антверпена.
В “взломе” SKY ECC бельгийская полиция утверждала, что они взломали коммуникационную сеть, которой пользовались и которой полностью доверяли наркоторговцы, а также те, кого они шантажировали, угрожали и подкупали, что изображения пыток и приказы о казни свободно рассылались по всему миру вместе с инсайдерской финансовой и оперативной информацией.
В течение трех недель офицеры могли просматривать сообщения в прямом эфире по мере их отправки, собирая информацию, действуя только там, где, как они опасались, существовал риск для жизни, и создавая беспрецедентную картину все более мощных и порочных преступных сетей, действующих в портах Антверпена и Роттердама.
SKY ECC, как сообщается, отрицает, что полиция скомпрометировала их зашифрованную платформу обмена сообщениями, заявив вместо этого, что вредоносное фишинговое приложение, незаконно распространяемое под названием SKY ECC, было тем, что полиция, по-видимому, взломала.
“Фотографии хуже, чем то, что я видел в некоторых телесериалах”, - сказал Ван Леу журналистам об изображениях, которые он видел на сервисе. “Сведение счетов, заказные убийства, фотографии жертв, сообщения, в которых говорится, что если мы не найдем цель, мы нападем на семью. Это совершенно невероятное насилие.”
Бельгийские прокуроры заявили, что следователи перехватили в общей сложности около 1 миллиарда зашифрованных сообщений от SKY ECC, из которых почти половина была расшифрована, но на проработку которых уйдут месяцы, что, вероятно, вызовет много новых направлений расследования.
Жан-Франсуа Эап, главный исполнительный директор SKY ECC global, и Томас Хердман, бывший дистрибьютор устройств Sky Global, были обвинены в США 12 марта в заговоре с целью нарушения федерального закона о рэкете и коррумпированных организациях (Rico). Оба отрицают свою вину. Вп заявил, что “необоснованные обвинения в причастности к преступной деятельности со стороны меня и нашей компании полностью ложны”.
Прокуратура реалистично оценивает влияние операции "Небо" на преступный мир. “Мы знаем, что преступники будут гибкими и будут искать и находить новые способы общения”, - сказал пресс-секретарь. “Мы должны быть начеку, чтобы следить за этими новыми технологиями”. Но Ван дер Аа, который следил за последствиями на уличном уровне, считает, что операция "Небо" станет переломным моментом – к добру или к худу.
“Это большой удар, потому что в Бельгии и значительной части преступного мира в Нидерландах они действительно доверяли Sky как системе”, - сказал он. “Они были полны уверенности, и теперь у полиции так много информации о том, как был организован преступный мир, банковские счета, все коррупционные контакты арестованы. На создание этих сетей уходят годы.
“Я думаю, что произойдет смена целого поколения преступников. Двадцать семь тонн кокаина-это много, чтобы потерять. В Южной Америке они будут думать: "Давайте больше не будем иметь дела с этими голландскими и бельгийскими парнями".
“Так что сейчас просто очень тихо. Все ждут бури и спрашивают себя, что известно полиции. В конце концов, они отправятся за ребятами в Дубай.
- Но тогда вопрос в том, кто их заменит?”