Найти тему
ПроМашины

Почему в СССР, а затем в России не было своей дизельной легковушки? Простое объяснение

Приветствую вас, дорогие подписчики и читатели моего канала! В Европе и во многих других странах мира, до последнего времени, были очень популярны дизельные легковые автомобили.

Популярность дизельных автомобилей с 80-ых годов неуклонно росла вплоть до 2015 года, когда не случился знаменитый "Дизельгейт".

Вот, что говорит Википедия про этот скандал:

Афера концерна Volkswagen (иногда Дизельгейт; нем. VW-Abgasskandal) была раскрыта в сентябре 2015 года, когда выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов определяло, что автомобиль стоит на стенде неподвижно потому, что не все его колеса вращались, и, корректируя подачу топлива, в десятки раз занижало количество вредных газов, в частности, NOx (оксидов азота), выбрасываемых в воздух. При тестировании по профилю NEDC включались режимы и устройства, неактивные при обычном использовании. Компания признала факт занижения уровня выбросов при продажах автомобилей в США и Европе.- см. подробнее википедию

Надо сказать, что вплоть до этого разоблачения доля дизельных легковых автомобилей во многих странах превосходила цифру в 50%, по отношению к бензиновыми авто. То есть - дело реально шло к массовой "дизелизации" всего легкового парка.

Однако, этот скандал очень дискредитировал саму идею дизельного мотора, а сам концерн Volkswagen был подвергнут огромным штрафам. Во многих странах чуть ли не на законодательном уровне стали запрещать производство новых автомобилей с дизельными моторами, а многие европейские компании прекратили разработку новых моторов на таком топливе.

А ведь зря - у таких моторов масса преимуществ

Достоинства дизельного двигателя

Это прежде всего высокие эксплуатационные показатели этих моторов и высокая топливная экономичность. При равном с бензиновым мотором рабочем объеме, дизельный мотор развивает больший крутящий момент при меньших оборотах и при этом, как уже говорилось, расходует меньше топлива.

1.5-литровый дизельный двигатель на Renault Duster выдает 240 Нм крутящего момента уже при 1.750 Об/мин. Для сравнения 1.6-литровый бензиновый мотор выдает лишь 156 Нм крутящего момента при 4000 Об/мин
1.5-литровый дизельный двигатель на Renault Duster выдает 240 Нм крутящего момента уже при 1.750 Об/мин. Для сравнения 1.6-литровый бензиновый мотор выдает лишь 156 Нм крутящего момента при 4000 Об/мин

А ведь еще и сама солярка дешевле бензина. Правда это сейчас уже не совсем так, 1 литр дизельного топлива лишь самую малость дешевле 95-го бензина и ощутимо дороже 92-го. Но даже не смотря на это, при долгосрочной эксплуатации автомобиль с дизельным двигателем будет обходится дешевле.

Мы с вами выяснили, что у дизельных моторов масса преимуществ. Но почему тогда

в СССР и России не было своего дизельного легкового автомобиля

В самом деле, на первый взгляд это выглядит странно. Но лишь на первый взгляд. Давайте разбираться.

В Советском Союзе значительная часть грузового транспорта ( например, КАМАЗы) была на дизельной тяге. Большинство военной техники также было на тяжелом топливе. Дизельным было и речное судоходство, а уж про трактора и комбайны я вообще молчу.

Словом - у советских инженеров был опыт по конструированию и производству дизельных моторов.

Почему же тогда дело не дошло до частного легкового транспорта? На просторах сети интернет встречал такое мнение что вот , мол, все дело в отсутствии конкуренции, что рынок двигатель прогресса, а раз ни того, ни другого в СССР не было, то и производить дизельные легковые автомобили не было никакого смысла.

В незначительном количестве Волги с дизельным мотором все-таки производили. Но такие машины шли только на экспорт, а мотор был от Peugeot
В незначительном количестве Волги с дизельным мотором все-таки производили. Но такие машины шли только на экспорт, а мотор был от Peugeot

Если честно - то это так себе объяснение, которое ничего не объясняет. Раз не было конкуренции и советские люди купят все, что может предложить отечественный автопром, то и автомобили с бензиновым мотором можно не производить, а ограничиться, например, производством мотоциклов с коляской. Но такого же не было!

В качестве второго довода говорилось, что если бы стали производить и продавать населению легковые автомобили с дизельным мотором, то в стране не осталось бы солярки.

Дизельные российские автомобили все-же были и даже производились они серийно. На фото, как раз, один из таких автомобилей - дизельная четверка. Внешне машину не отличить от бензинового собрата...
Дизельные российские автомобили все-же были и даже производились они серийно. На фото, как раз, один из таких автомобилей - дизельная четверка. Внешне машину не отличить от бензинового собрата...

Оба довода глупы и не состоятельны. В СССР было много нефти и мы могли произвести, как достаточное количество бензина, так и достаточное количество дизельного топлива.

... но под капотом самый настоящий дизельный мотор! К сожалению этот проект, что называется, не зашел. Мотор развивал лишь 50 л.с. и не отличался высокой надежностью. Было выпущено около 2.000 таких автомобилей.
... но под капотом самый настоящий дизельный мотор! К сожалению этот проект, что называется, не зашел. Мотор развивал лишь 50 л.с. и не отличался высокой надежностью. Было выпущено около 2.000 таких автомобилей.

Причина того, что в СССР, а затем и у нас в России не было легкового автомобиля с дизельным мотором совсем в другом!

Дело в том, что производство дизельного мотора предполагает совершенно иную, более высокую культуру производства и дальнейшего обслуживания автомобиля. Ни того, ни другого в СССР не было.

Одно дело производить по давно отработанной технологии КАМАЗы, а затем обслуживать и ремонтировать их в условиях автобаз. А как быть частнику, при практически полном отсутствии автосервисов? А ведь дизельный мотор, в отличии от того же бензинового карбюраторного, самостоятельного в гаражно-полевых условиях не отремонтируешь.

Вот и все объяснение! В нашей стране легковые автомобили с дизельным мотором были бы вполне востребованы многими советскими автомобилистами, даже несмотря на некоторые недостатки этих моторов (нужно квалифицированное обслуживание, а зимний пуск может быть затруднителен).

Вам может быть еще интересно:

1. Взял дизельный Renault Duster - делюсь впечатлениями

2. Дизельный Hyundai Solaris - впечатления от автомобиля: мне бы машину такую!

А что думаете вы про дизельный мотор на легковом автомобиле? Поделитесь в комментариях!

Если понравилась статья, то палец вверх и подписка! Будем и дальше стараться во всем объективно разбираться!