Постоянный Читатель канала Михаил Дружбин (категорически жму лапу!) в комментариях под статьей «о молитвах» хороший вопрос подогнал нам на сегодня: «ЕСЛИ БОГ НА НЕБЕ — ЗАЧЕМ ЕМУ ДЕНЬГИ НА ЗЕМЛЕ?» (стиль и орфография сохранены). Гневный такой вопросик, нужно думать. Можно размышлять в историческом, социальном, морально-этическом… во многих других векторах анализа. Но будем читать, как водится. Первоисточник. Там всё прописано досконально.
Всем прекрасно известно, религия всегда была довольно успешным бизнесом. Малость «рынки сбыта волшебства» подрастеряла после Реформации, в ХХ веке — особенно. Но миллиарды там вращаются неисчислимые. Бухгалтериям никаким и финмониторингам ушлым неподвластны. Строго по прейскуранту раньше отпускались грехи, за определённую плату назначались Папы Римские, митрополиты, Патриархи, епископы, настоятели всех мастей, прочее высшее руководство культами.
Сейчас ситуация вряд ли другая, но не будем в конспирологов играть. Обычный мирянин может (за денежку малую и не очень) заказать освящение чего угодно. Говоря языком рынка — купить «защиту Бога» своим машинкам, квартиркам, домикам, офисам, даже предметам быта… Хотя идёт внутрицерковная борьба против сребролюбцев за исполнение Таинств, но побеждают пока «прейскуранты и расценки».
Стыдливо прикрытые формулировкой «по желанию клиента». Процент отказавшихся занести «пожертвование» — отсутствует. Или ничтожно мал. А теперь предлагаю сделать библейскую оценку действиям Церкви. Прежде всего стараясь понять, как именно Священное Писание относится к институту денежных отношений в обществе. К самому «презренному металлу». Если вспомнить общую канву… то всегда в Заветах присутствует предупреждение: люди, не делайте себе идола из денег:
«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение». (Послание Колоссянам)
«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». (1-е Послание Тимофею)
«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть». (Послание Евреям)
Вопрос постоянно заглубляется Библией, давая «заместительное понимание» жизни для человека, без всего этого злата-серебра. В своих праведных приоритетах на первое место человечество должно ставить (само собой) Господа:
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?». (Марк)
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (материальные блага) приложится вам». (Матфей)
«Берегитесь любого стяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище не оскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». (Лука)
Бог постоянно напоминает (тоже ещё тот эгоист, ага) — абсолютно всё на Земле изначально принадлежит только Ему:
«Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф». (Псалмы)
Как выжить тогда? Есть вариант, подробно инструкция выложена. Бог даёт возможность трудиться, зарабатывать на жизнь, содержать в сытости и достатке себя и семью. Единственная молитва, данная Христом человечеству («Отче Наш») содержит просьбу к Творцу о насущном хлебе:
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». (Матфей)
А теперь озираемся пристально, с недобрым прищуром налогового инспектора. Или просто человека, который понимает значение слов «совесть и справедливость». Во что конкретно превращено большинство храмов? Тамошние официальные собственники творят беззаконие какое-то, нет? От имени Того, Кто ни в чем не нуждается… Именем Того, кто напрямую сказал: жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Но там идёт напропалую торговля прямая. Продаётся защита… материальным ценностям.
Можно градус обвинения поднять. От лица Того, Кто является «воплощением справедливости» (Книга пророка Иова и Псалмы) «защита» обещается и гарантируется… абсолютно всем. Много ли знаете священников, которые интересуются у «заказчика», на какие деньги куплен объект освящения? Лично… одного знал. За что бывший боевой товарищ был задвинут в медвежий угол одного региона. Где он и три парализованные бабки поддерживали Скрепу Православную. В полностью разваленной церквухе.
«Клиентам» и вышестоящему руководству епархии, видите ли, очень не нравилась дотошность «отца Дмитрия». Который настойчиво интересовался источниками заработка некоторых персонажей. Не принимал пожертвования от явных бандюгов и «скромных бизнесменов», разоривших несколько деревень прихода махинациями с земельными паями. Постоянно напоминал им библейскую истину: Бог никогда не благословит неправедно нажитое имущество. Мало того, взыщет за грех. Участвовать в преступлений «отец Дмитрий» отказывался, проговаривая (наверное):
«Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою». (Притчи)
«Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им». (Притчи, и два Послания Петра)
Пёс с ним, с имуществом и прочими материальными. Лично крайне возмущают (от имени Бога) не обещания «божьей защиты» квадратным метрам или лошадиным силам. Идёт наглая торговля «Божьей благодатью», хотя Иисус строго наказал ученикам не брать платы за ее использование:
«Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте». (Матфей)
Что неясного тут? «Божье чудо» никогда, ни при каких условиях не продавалось даже хитроумным евреям во времена Ветхого Завета. Запрещена торговля им — в Новом. Уже рассказывал эпизод: библейская история о военачальнике Сирийского царя Неемана. Который по велению пророка Елисея отправился смыть проказу в речку Иордан. Свершилось чудо, болезнь отступила.
В благодарность выздоровевший больной принес Елисею дары: десять талантов серебра (1 талант — 30 кг металла), шесть тысяч сиклей золота (1 сикль — 11 гр.) и десять перемен одежд. Пророк наотрез отказался взять даже часть подарка, уже бывшим бы несметным состоянием:
«Жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился». (4-я Книга Царств)
Читаем Новый Завет. Есть поучительная история в «Деяниях Апостолов»: муж именем Симон, вразумлявший народ Самарийский волхвованием, — крайне изумился великим силам, исходившим от апостолов. Принёс ученикам Христа деньги:
«Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго».
Апостол Пётр ответил: невозможно получить дар от Бога за деньги. Даже мысль об этом является страшным грехом:
«Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего». (Деяния)
Не пойми почему, во исполнение какого канона наивные люди тащатся к священникам за «освящением». Те их галантно не поправляют. Хотя обязаны вместо прейскурантов вывешивать яркие таблички на служебных помещениях:
«Бог …, есть Бог богов и Владыка владык, … Который не смотрит на лица и не берет даров». (Второзаконие)
Особенный бардак творится, стоит речь завести о Таинствах. Обряды крещения, венчания, отпевания заказываются за деньги… Услуги имеют цену. Дело доходит до маркетинговых ходов: скидки предусмотрены. Каждый пятый окрестившийся — бесплатно.
Нет, никто денег не вымогает напрямую. Стандартные объяснения в ходу, вплоть до душещипательных. Церквушка покосилась, купол вбок поехал, крыша прохудилась, содержание дорого, зарплату священству платить нужно. Конечно же, «огромные суммы» тратятся на благотворительность… Внешне всё чинно и пристойно.
Денег никто не даёт, а без них никуда служителям культа. Откуда же ещё брать средства? Умный человек на сей вопрос послюнит пальцы и откроет Священное Писание. Как оно заповедано к таким вопросам подходить честному человеку. Во времена Ветхого и Нового Заветов священство не жило с «продажи святынь» и благословений. Жизнедеятельность общины и распространение Благой Вести велось только за счёт десятины. И добровольных пожертвований.
Бог хитрый и мудрый дед. С самого начала (ещё до заключения завета с евреями) определил в личное пользование — десятую часть дохода верующих. На прославление Его Имени. Десятину Творцу начал отдавать Авраам:
«Мелхиседек … священник Бога Всевышнего, благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего». (Книга Бытия)
Продолжил сей необременительный процесс Иаков:
«И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною … и даст мне хлеб есть и одежду одеться … и будет Господь моим Богом … и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». (Книга бытия)
Верования древних евреев эволюционировали, уже во времена Моисея «завет с Израилем» закрепил это правило в законе, был назван «святыней Господа»:
«Всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня». (Книга Левит и Второзаконие)
Тему продолжил в Новом Завете сам Иисус, нахваливая народ Израильский. Одобрительно говорил: все верно делали с десятиной (пока не оступились в другом, более важном аспекте веры):
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Матфей и Лука)
В послании к Евреям прямо сказано: продолжать христианам приносить десятину. Только теперь кассы поменялись, реформа произошла небесная. Десятина принадлежать стала Новому Первосвященнику народа — Христу, воссевшем в небесном Храме. Именно в этом Послании Иисус приравнен к священнику Мелхиседеку, которому Авраам принес первую десятину.
«Здесь (в Ветхом Завете) десятины берут человеки смертные, а там (в Новом Завете) — имеющий о себе свидетельство, что он живет. По подобию Мелхиседека восстает Священник иной». (Послание к Евреям)
Десятину Господь называет «святыней», имеет законное право на неё. Поэтому строгий до финансов Творец относится к ней, как к своей собственности:
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Принесите все десятины в дом хранилища … и хотя в этом испытайте Меня… не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка? Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих». (Книга пророка Малахии)
Католики всегда поступали державно и жёстко: «десятина» в различных ипостасях существовала (как церковный налог) вплоть до конца XVIII века. Теперь является сугубо добровольным действием. В нашем Православии отношение к десятине тоже со временем эволюционировало. До нашествия Бату-хана с монголами она была обязательной, потом отменялась, то насаждалась. Маскировалась всячески. Сейчас десятина не является обязательной совсем. Что уже… как-то странно. Никто её не требует, не наставляет, ведь положено!
Служители явно опасаются, что библейские прямые указания отвратят прихожан от культа. С точки зрения маркетологов — они правы. Но с точки зрения… другой, божественной? Священники не дают людям убедиться в «крепости Божьего Слова». В Библии Творец обещает благословить до избытка доходы человека, который возвращает Ему десятую часть, приносит дары. Кто знает, может попавшие в затруднительное положение семьи, могли бы проверить обет Творца. Получить помощь свыше. Но проверять не рекомендую всё-таки. Лучше самому… не плошать.
Теперь на счёт столь популярных «добровольных пожертвований». Они описаны в Библии. Ветхий Завет сообщает: «Божий народ» приносил средства на строительство святилища, разовая акция была. Новый Завет («Деяния Апостолов») помнит эпизод, когда христиане одной земли помогали своим нуждающимся братьям из других мест во время голода.
Ну и главное. Десятины и пожертвования (в виде церковных налогов и иных принудительных платежей) не являются библейскими «десятинами и приношениями». Там дар под принуждением не является — даром. Господь одобряет только добровольные десятины и приношения:
«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». (2-е Послание Коринфянам)
Вот и получаем понятную картину: Божья благодать никогда не продавалась и не может быть предметом купли-продажи. И второе: Церковь должна жить, нести Евангелие и заниматься благотворительностью на десятину и добровольные приношения. Всё. Остальное — от лукавого. Всем здоровья и неприятного разговора с «семейным бюджетом». Который к некоторым явно вопросы заимеет после этой статьи…
Продолжение обязательно будет…