Морская гвардия
Гардемарины на кораблях имеют разделены быть по пушкам,
по скольку достанется на человека, где при экзерциции и в бою,
должны быть и управлять при определенных каждому пушках,
вместе с пушкарями; а во время ходу корабельного
на фордеке как матросы.
Устав Морской. 1720 год
В декабре 2008 года исполнилось 100 лет с того дня, как страшное бедствие постигло Сицилию. Землетрясение уничтожило города Мессину, Калабрию и другие, унеся тысячи человеческих жизней. Русские моряки приняли активное участие в спасении людей, чем навсегда оставили благодарную память в сердцах жителей Италии. Особо отличились корабельные гардемарины Гардемаринского отряда Морского корпуса. Гардемарин (garde de marine) — звание, заимствованное Петром Великим из французского флота и введенное в русском в 1716 году взамен звания «навигатор».
В 1906 году, ввиду осознанной после войны с Японией необходимости дать выпускным воспитанникам Морского корпуса надлежащее практическое и морское образование, было принято решение отменить непосредственное производство в офицеры и выпускать воспитанников корпуса во флот со званием «корабельного гардемарина», с тем чтобы они могли практическим путем пополнить свои познания в течение годичного заграничного плавания на боевых судах. Сформированный для этой цели отряд ежегодно уходил в Средиземное море. По возвращении из плавания корабельные гардемарины подвергались практическим испытаниям и производились в мичманы.
Приказом по Морскому ведомству № 103 от 6 мая 1908 года старшие гардемарины Морского корпуса были произведены в корабельные гардемарины и приравнивались по положению к кондукторам флота. Через месяц их расписали по кораблям Балтийского гардемаринского отряда, состоящего из боевых кораблей действующего флота,
для учебного плавания во внутренних водах и за границей.
Корабельные гардемарины получили форму, более приближающуюся
к офицерской, то есть фуражку с козырьком, кортик и саблю.
На каждого из гардемаринов должен был составляться аттестационный лист, подписываемый всеми специалистами корабля, на котором они совершали плавание, с оценкой успехов по усвоению курса обучения, степени развития военно-морских качеств — выносливости, исполнительности, находчивости и мужества. Положительная аттестация была обязательна при сдаче экзаменов на присвоение первого офицерского чина.
В выпуске Морского корпуса 1908 года служили представители славных морских династий российского флота:
Абаза, Бирилев, Брусилов, Бурачек, Плансон, Шельтинга и другие фамилии, прославившие Императорский флот в морских баталиях. Флотские династии неотделимы от истории страны, ценен их вклад
в развитие науки и управление флотом. Труд многих поколений этих морских тружеников обеспечил государству высокие позиции к началу
в 1914 году Великой (Первой мировой) войны, в которую флот вступил
в полной уверенности в несокрушимости своей мощи.
Рукою писателя: «Гардемарины всегда вежливы, но холодны, как британцы: надо уметь давать понять неизмеримую пропасть между захудалым армейским офицером и гардемарином Морского корпуса — корпуса, единственного на всю Россию, в который принимают только сыновей офицеров, потомственных дворян и чиновников не ниже четвертого класса табели о рангах. Нигде не купишь этой золотой брони превосходства и самоуверенности, это — годы воспитания
и наследственный капитал предков».
Позади остались годы совместной учебы, практические плавания,
радости и невзгоды. Остались светлые воспоминания о годах, проведенных вместе.
Вот что вспоминает о своем отце, Александре Сергеевиче Манштейне,
его дочь — Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская:
«1 сентября 1902 года Александр Манштейн, сопровождаемый отцом, переступил порог Морского кадетского корпуса.
Его самые счастливые воспоминания навсегда остались связанными с шестью годами, проведенными там, — шесть лет жизни, бережно хранимые в архивах Морского корпуса.
Здесь все: прошение о зачислении, подписанное “С. А. Манштейн”, свидетельство о крещении, оценки из года в год, характеристики кадета, подписанные наставниками: “Физическое развитие с указанием недугов, требующих особого внимания”, а также “Общие черты
и особенности характера с указанием свойства его отношений:
а) к основным требованиям нравственности;
б) к внешним требованиям благовоспитанности”.
Тепло было у меня на сердце, когда я узнала, что уже в ученике преподаватели видели хорошего офицера, уважаемого и любимого подчиненными, хорошо воспитанного, чуткого и любимого товарищами.
В аттестационной тетради кадета Морского корпуса Александра Манштейна в графе “Характер и поведение” от 16 апреля 1903 года его отделенный начальник писал: “По характеру бойкий, добрый
и почтительный. Товарищами любим”.
Конечно, были и менее лестные замечания: “Способен, но очень ленив и неаккуратен”. С улыбкой читаю и о наказаниях: “19 ноября 1903 года. Позволил себе на уроке произнести с цинизмом некоторые французские слова. Стр. арест 2 суток”.
Другая запись: “27 февраля 1906 года. Был выслан из класса за чтение посторонней книги во время урока навигации. Воспитательная мера — 2 очереди без отпуска”.
Это, пожалуй, самые серьезные проступки. Остальные — их не так уж и много — типа: “…После команды «смирно» продолжал спокойно пить чай. Сокращение отпуска на 6 часов”.
Тетрадь кончается с производством в корабельные гардемарины
6 мая 1908 года с пометкой в графе “Степень способности к морской службе” — “Очень способен”».
Оставил свои воспоминания об этом времени и гардемарин Георгий Николаевич Четверухин.
Рукою очевидца: «Летом 1907 года я совершил свое третье практическое плавание. Наша группа была направлена на крейсер
1 ранга “Аврора”. Практика на боевом корабле ознакомила нас
с современными для того времени артиллерийскими орудиями
и порядком проведения стрельб, судовыми машинами большой мощности, котельной установкой. Мы начали осваивать практическую навигацию. 24 июня нас перевели на уже знакомый “Воин”, на котором под руководством вахтенного начальника нам доверили командовать небольшими маневрами судна».
В своей книге «Императорский Балтийский флот» капитан 2 ранга Гарольд Карлович Граф, исполнявший обязанности минного офицера крейсера «Адмирал Макаров», подробно описывает этот поход.
Рукою очевидца: «…К заграничному плаванию корабль еще не был готов и попал в плавание только случайно из-за аварии с крейсером “Олег”. Нахождение в походах отнимало много времени от налаживания внутренней жизни и приведения корабля в боеспособное состояние.
В заграничном плавании, на стоянках, много времени уделялось наведению лоска, что было необходимо. Занятия с гардемаринами отнимали время от занятий с командой.
Из Либавы крейсер вышел прямо в Портсмут. Мы пошли туда,
не заходя ни в какие порты, так как должны были торопиться
на присоединение к Гардемаринскому отряду, который уже находился
в Бизерте. На ее рейде мы увидели наши корабли: “Цесаревич”, “Славу”
и “Богатырь”, под флагом контр-адмирала Литвинова, который он держал на “Цесаревиче”. Это и был Особый отряд, назначенный для плавания с корабельными гардемаринами, или, как его сокращенно называли — Гардемаринский отряд».
Бизерта. Как говорят на земле древнего Карфагена, чтобы получилось что-то выдающееся, должны совпасть тысяча причин. И здесь они совпали. Знали ли гардемарины, что находятся в месте последнего пристанища последних гардемарин Российского флота, а некоторые —
и своего последнего пристанища?..
Рукою очевидца: «В июне 1900 года российский броненосец “Александр II” под флагом контр-адмирала Бирилева, в сопровождении миноносца “Абрек”, стал на якорь на рейде Бизерты. Адмирал по приглашению губернатора Мармье посетил новый форт Джебель-Кебир
в окрестностях города.
Блестящий морской офицер, весьма честолюбивый, Бирилев вскоре будет морским министром России. Мог ли он на пороге XX века предугадать, что через 20 лет этот же рейд станет последней якорной стоянкой последней российской эскадры, что эти же казематы Джебель-Кебира станут последним убежищем для последнего русского морского корпуса!
Мог ли предполагать, что члены его семьи будут доживать свой век
и в изгнании и умрут на этой африканской земле!
В декабре 1983 года в Тунисе в одиночестве умирала последняя
из Бирилевых — вдова капитана второго ранга Вадима Андреевича Бирилева, племянника адмирала».
Продолжение следует ...
© В. В. Буркин
В этой статье представлена 1 глава из книги «Русские моряки - герои Мессины»/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!