Многие знают, что в Средние века было такое государство Литва, несколько меньше тех, кто помнит, что полное название его было Великое княжество Литовское Русское, а позже многие исследователи с полным основанием называли эти земли Литовской Русью. Подавляющее большинство населения Литовского княжества было русским, как и основная территория, входила, когда то в Киевскую Русь. В период своего расцвета княжество по своим размерам было сопоставимо со всеми остальными русскими государствами вместе взятыми. Основу же его составляли не земли нынешней Литвы, а территория современной Белоруссии. В данной статье я хотел бы рассказать об одной из версий образования Великого княжества, сильно отличающееся от общепринятой, зато на мой взгляд отвечающей на некоторые вопросы, возникающие в истории образования средневекового Литовского государства.
Версия общепринятая.
Традиционная версия образования литовского государства, считает, что оно балтийскими племенами, в первую очередь аукшайтами и жемайтами (жмудью). Балты появились на территории южного и восточного побережья Балтийского моря примерно во втором тысячелетии до н. э. Религия, культура и социальная организация была близкой к славянам. На протяжении веков балты жили родоплеменным строем, пока по соседству не обосновались рыцарские ордена, в Ливонии Меченосцев, на реке Висле Тевтонский. Германцы-католики начали захват земель балтийских племен пруссов и ятвягов, а так же в Ливонии, на территории современных Эстонии и Латвии. Это послужило толчком к объединению других племен и в результате в первой половине тринадцатого века возникло Литовской государство под властью князя Миндовга. Дав отпор крестоносцам, литовские правители стали присоединять земли ослабевших Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Великий князь Гедемин и его преемники, Ольгерд и Витовт расширили пределы княжества Литовского от Балтийского моря, до Черного. Так выглядит классическая версия происхождения ВКЛ (Великого княжества Литовского).
Загадки и вопросы
Как это часто бывает, имеются вопросы на которые общепринятая версия не может дать четких ответов. Известны балтийские племена аукштайтов, пруссов, жемайтов, ятвягов, куршей, земгалов, латгалов, ливов, эстов, но нет ни литвы, ни литвинов. Первые упоминания о «литве» и в европейских хрониках и в русских летописях встречаются в начале одиннадцатого века. Однако какой народ или племя имеется в виду под этим названием на самом деле не понятно, поскольку все выше перечисленные балтийские племена везде употребляются под собственным именем. Этимология слова «литва» неизвестна, при этом существует множество версий, ни одна из которых не получила всеобщего признания. Проблема локализации Литвы, то есть определение территорий, понимаемых под термином «Литва», до сих пор является одним из самых спорных и неоднозначных вопросов, поскольку изначально зародилось княжество это нынешняя Западная Белоруссия, да и на протяжении всего существования этого государства, центром его оставались славянские земли. Первая столица Литовского княжества не Вильно (Вильнюс) и даже не Троки, а русский город Новогрудок, боярская верхушка которого добровольно признала власть первого литовского Великого князя и единственного короля Литвы Миндовга.
Добровольность подчинения русских литовским князьям, кстати, тоже удивляет. Большинство славянских земель перешло под власть литвинов без всякого сопротивления и до унии Литвы с Польшей прекрасно себя чувствовало. Более того налицо явная славянизация литвинов. Первые письменные источники на литовском языке датированы началом четырнадцатого века, однако и польские и немецкие и русские источники утверждают что в ВКЛ говорили и писали на русском языке. Причем не только простой народ, 80 % которого составляли русские, но и аристократия. До Люблинской унии языком делопроизводства был русский, после он сменился польским. Собственно литовский язык использовался лишь на небольшой части ВКЛ, где, впоследствии возникнут Прибалтийские государства: Литва, Латвия, Эстония.
Хотя предположений много, однако, четкого ответа на эти вопросы пока никто не дал.
Версия «лютая», славянская.
Эта версия пользуется популярностью в основном среди историков Белоруссии, что, в общем то понятно. Согласно ей главная роль в создании Литовского княжества принадлежит славянскому племени лютичи.
Лютичи или вильцы это собственно не племя, как и другие объединения славян, которые мы привыкли обозначать этим словом. Лютичи это союз племен, объединенных культом волка. В общем то Лют это одно из названий этого зверя, недаром и в наше время волка часто называют «лютым». Проживали лютичи в районе между реками Лабой (Эльбой) и Одрой (Одером). С юга они граничили с лужичанами (лужицкие сербы), на северо-западе с бодричами (ободритами), северные земли союза выходили к Балтийскому побережью, неподалеку от которого расположился остров Руян (Рюген), жители которого, руяне (русы), часто входили с лютичами в союз, на юго-западе находились германские земли, на востоке польские и чешские. С восьмого века германские императоры начали планомерное наступление на Восток, причем пользуясь межплеменными усобицами между славянами они часто вступали в союз с одним племенем против другого, например с ободритами против лютичей или наоборот. В десятом веке с принятием поляками и чехами христианства, полабские славяне, продолжавшие исповедовать язычество оказались в кольце враждебных государств. Тем не менее они продолжали бороться еще целых три века, лютичи в этой борьбе вполне оправдали свое имя, источники характеризуют их, как мужественный, воинственный народ.
Были однако и те, кто предпочитал уйти от все усиливающегося германского натиска на Восток. Бодричи и русы чаще всего двигались в земли Новгорода по пути проторенному Рюриком, славяне из центрального Полабья уходили сначала в земли ятвягов и пруссов, а затем дальше к границам Киевской Руси. Таким образом к одиннадцатому веку у западных границ русских княжеств образовалась пестрая смесь из разрозненных представителей различных племен, главенствующую роль среди которых играли лютичи. Поэтому местное славянское население отождествляя пришельцев с лютичами стали называть всех «лютвой» (литвой). Культ оружия, богатейший опыт сражений с тяжеловооруженным, конным противником, мастерство и закалка людей с детства живущих в условиях постоянной войны, пришлись русским князьям кстати и они с удовольствием приглашали лютву в совместные походы, в первую очередь против появившихся в Ливонии германцев. Впрочем, будущие литовцы и по собственной инициативе часто совершали набеги на окрестные земли.
В тринадцатом веке закончилась история полабских славян. Не уступая германцам в храбрости, воинском духе и силе, полабы проигрывали им в организованности и сплоченности. Аркона, Ретра, Волин знаменитые западнославянские центры пали еще за сто лет до этого. Теперь полабские славяне окончательно были разбиты и те, кто не захотел германизироваться отправился на восток. Земли на западных границах русских княжеств, то есть Лютва-Литва пополнились десятками тысяч переселенцев. Этот факт, а также появление в Пруссии и Ливонии рыцарских, христианских орденов, привели к тому что переселенцы стали структурироваться в политическом и военном смысле. Появились талантливые лидеры, одним из которых и стал Миндовг. Союз с Новогрудком дал возможность объявить о создании Великого княжества Литовского. Принятие Миндовгом католичества привели к признанию его Римом и пожалованию ему титула короля. Некоторое время сосуществовали два названия литовского государства – «Лютва» и «Литва». В частности папа Иннокентий Четвертый в своих письмах к Миндовгу называет его королем Лютовии. Впоследствии закрепилось название «Литва». Этническая близость западных пришельцев позволила населению западных и южных русских земель спокойно приять их власть.
В заключении.
Таким образом, изначальная Литва это область современной Западной Белоруссии и основой ее стали племена западных славян. Нынешняя же Литва унаследовала это название вследствие присоединения к Российской империи в 1795 году, когда территория Литовского княжества была разделена на две части – Белорусское генерал-губернаторство и Литовское.
Не буду утверждать, что приведенная в этой статье теория образования ВКЛ абсолютна верна. Однако нет сомнений что она имеет серьезное обоснование и отвечает на многие вопросы, на которые не в силах ответить теория классическая. В любом случае вряд ли она получит широкое распространение в ближайшее время, поскольку задевает и без того больное самолюбие одной маленькой, но гордой прибалтийской страны, а с другой стороны, дает повод для гордости славянским народам. А это уже не история, это политика и идеология.