Найти тему

10 вещей, которые отличают Владивосток от других городов России

Привет, друзья!

Сегодняшний пост будет вновь посвящен традиционной для данного блога теме 10 вещей обычных для них и кажущихся странными нам, но только если раньше мы сравнивали зарубежные государства (Японию, Корею, Монголию, Индию, Ливан и Иран) и их традиции и культурные особенности с тем, к чему привыкли мы с вами, то сегодня сравнивать будем один обычный [хотя вообще-то не совсем] российский город с другими городами нашей страны. Речь, как вы уже поняли из заголовка, сегодня пойдет о Владивостоке, столице далекого и прекрасного Приморского края, отпуск в котором я проводил на прошлой неделе, так что пишу прямо по горячим следам.

Раньше, когда я говорил о российских городах, всегда ставил особняком Москву и Санкт-Петербург, поскольку именно эти два города, на мой взгляд, слишком уж не похожи на все остальные города России. Причин тому много: столичный статус и богатая история, большие размеры и миллионы жителей, наконец огромное количество всевозможных достопримечательностей, на подробный осмотр которых требуются дни, а то и недели. Сегодня мне кажется, что к Москве и Питеру следует добавить и Владивосток, который пусть и не столь огромен и по населению занимает скромное 30 место среди российских городов, но при этом разительно отличается от большинства из них. Чем? Об этом и пойдет речь в приведенных ниже 10 пунктах.

Итак, поехали!

1. Рельеф

Первое, с чего хотелось бы начать, это сложный рельеф Владивостока, абсолютно индивидуальный среди почти что всех российских городов. Мы ведь привыкли к тому, что наши города в большинстве своем находятся на равнине, а горы если и есть, то где-то вдалеке на фоне. В крайнем случае в городе будут высокие берега реки или какая-то отдельная гора/холм. В случае же Владивостока все намного сложнее: многочисленные холмы и сопки являются неотъемлемой составляющей городского пейзажа приморской столицы. Ровных, «плоских» пространств в городе практически нет, за исключением разве что набережных и улиц параллельных им. Гуляя по городу, постоянно приходится идти то вверх, то вниз. Никакой фитнес не нужен.

При этом застройка (по крайней мере центральной части города) довольно плотная, дома строятся буквально один над другим, что в свою очередь также формирует хорошо узнаваемый «ступенчатый» облик города. При этом единого архитектурного стиля здесь нет и близко: надо столетними кирпичными особняками в стиле модерна или эклектики могут нависать деревянные избы, а еще уровнем выше будут возвышаться современные многоэтажки. Ну, и без немалого количества хрущевок, конечно же, тоже не обошлось.

-2

Все это многообразие, как рельефное, так и архитектурное, делает Владивосток исключительно интересным для изучения городом. С каждой точки он выглядит и, вроде бы, похожим на самого себя, и в то же время совершенно по-новому.

2. Смотровые площадки

-3

Следующий пункт плавно вытекает из предыдущего. Благодаря гористому рельефу во Владивостоке есть без преувеличения просто огромное количество точек, откуда весь город виден как на ладони. И хотя «оборудованная» смотровая площадка в городе по сути одна, на склоне сопки Орлиное гнездо, ничто не мешает самостоятельно забраться еще на несколько сопок, находящихся в исторической части города или совсем близко от нее, и полюбоваться городом с различных ракурсов.

-4

От себя могу добавить, что смотровые площадки ‒ это то, что лично меня больше всего привлекает в новых незнакомых городах. Наверное, отчасти из-за обилия смотровых площадок моим любимым городом мира является Лиссабон. Любой город, даже тот, что при ближайшем рассмотрении выглядит откровенно неважно, будет, как минимум, интереснее рассмотреть с высоты птичьего полета. Недаром ведь многие города, расположенные на равнине, стараются организовывать искусственные смотровые площадки на верхних этажах или крышах каких-либо высотных зданий. Взять, например, Дубай со знаменитой башней Бурдж-Халифой или Санкт-Петербург с его колоннадой Исаакиевского собора.

-5

Во Владивостоке в искусственных смотровых площадках необходимости нет, хотя вот так (фото выше), например, город смотрелся из моего номера. Тоже, согласитесь, неплохо:)

3. Автомобилизация

-6

Владивосток уже долгое время является самым автомобильным городом России. По статистике, на каждую тысячу жителей города приходится более 550 автомобилей, то есть ездит за рулем здесь каждый второй. И это действительно заметно. Машин в городе действительно много, а постоянные пробки и проблемы с парковкой во Владивостоке уже давно никого не удивляют.

Отчасти из-за высокой автомобилизации Владивосток до сих пор так и не обзавелся нормальной пешеходной инфраструктурой и современными прогулочными местами (200 метров местного Арбата не в счет). Гуляя по городу, постоянно приходится то спускаться в подземный переход, то ждать по полторы-две минуты на светофоре, а то и вовсе перебегать проезжую часть. Хотя справедливости ради владивостокским водителям надо отдать должное: ездят здесь очень культурно и почти всегда пропускают. Добавить бы еще парковочной культуры немного, и совсем хорошо было бы.

-7

Кроме этого, важной особенностью является большое количество праворульных японских автомобилей, в первую очередь подержанных. И, вроде как, правительство уже давно с переменным успехом пытается прикрыть данную лавочку, вводя дополнительные пошлины и ограничения, но импорт японских автомобилей, кажется, и не думает прекращаться. Праворульных «японцев» на владивостокских улицах по-прежнему большинство, хотя средний возраст автомобилей и увеличивается (видимо, как раз из-за новых ограничений и постепенного снижения импорта). Вообще по моим наблюдением праворульные автомобили массово начинают появляться на дорогах российских городов, начиная с Сибири (Омска и Новосибирска), и, чем дальше на восток, тем больше их становится.

P.S. Любопытной деталью, связанной с большим количеством праворульных, является то, что въезды со шлагбаумами на различные охраняемые территории являются двусторонними. То есть парковочный талон можно взять и слева, и справа. В европейской части России подобного не встретить нигде.

4. Тротуары (а точнее их отсутствие)

-8

Следующая владивостокская особенность с одной стороны является продолжением предыдущего пункта, с другой ‒ скорее всего, обусловлена близостью Японии, где также чрезвычайно распространена, и на чей опыт владивостокцы, очевидно, нередко поглядывают. Речь в данном случае об элементарном отсутствии тротуаров вдоль многих улиц города. Конечно, на главных улицах, набережных и вообще в центре Владивостока тротуары есть почти везде, но стоит отъехать на пару километров, например, вглубь, какого-нибудь спального района, как они магическим образом исчезают. Так что идти порой приходится практически вплотную к автомобильному потоку, что, естественно, вызывает определенный дискомфорт, не говоря уже об опасности.

Видимо, когда большая часть населения передвигается на собственном автомобиле, а остальных из точки А в точку В худо-бедно перевозит общественный транспорт, у городских властей просто не находится повода задуматься о пешеходах и удобстве их перемещения. Доходит вплоть до того, что тротуара может не быть даже прямо перед подъездом жилого дома, то есть человек выходит сразу на проезжую часть и вынужден смотреть по сторонам. И если в Японии данная особенность вызвана во многом практичностью и экономией (о ней я, кстати, писал в статье про Японию), то во Владивостоке больше смахивает на обыкновенное раздолбайство и отсутствие заботы о людях.

5. Минимаркеты

-9

И еще одна типично азиатская особенность, причем характерная не только для Японии и Кореи, это широкое распространение минимаркетов, небольших магазинов у дома с товарами первой необходимости. Те, кто бывали в Азии, даже в том же Таиланде, знают насколько там распространены мелкие магазинчики типа 7-Eleven (эта сеть, пожалуй, является самой популярной в данной нише), в то время как супермаркет может быть один на весь район, и расположен он будет где-то далеко на окраине. В то же время в России мы привыкли к тому, что довольно крупный продуктовый магазин известной сети всегда расположен в шаговой доступности.

Так вот во Владивостоке распространен именно азиатский вариант. Крупные продуктовые магазины в центре города отсутствуют напрочь, и в ответ на запрос «супермаркет» на карте города вам, скорее всего, выдаст несколько мелких торговых точек. Их типичный ассортимент чаще всего включает в себя напитки (в том числе и горячие), снеки (орешки, чипсы, шоколадки и т.п.), сладости, немного полуфабрикатов, ну и чего-то еще такого, что можно перехватить на ходу.

-10

И, кстати, во Владивосток (да и вообще на Дальний Восток в целом) до сих пор не пришли популярные в европейской части России продуктовые сети. Здесь в принципе не встретить магнитов, пятерочек, дикси и прочих перекрестков. Зато есть несколько своих сетей, которых наоборот уже не увидишь в остальной России. Впрочем, данное правило распространяется и на них. Большинство крупных супермаркетов расположено в жилых районах, достаточно далеко от центра, и будучи туристом, за несколько дней в городе их запросто можно ни разу не увидеть.

6. Азиатские товары

Кто-нибудь знает, что это?)
Кто-нибудь знает, что это?)

Ну, и закрывая азиатскую тему, нельзя не отметить большое количество товаров из Японии, Кореи и Китая во владивостокских магазинах. В меньшей степени из Таиланда и Вьетнама. Даже в Москве, где есть, казалось бы, все, едва ли встретишь подобное разнообразие азиатской продукции. Во Владивостоке же она постоянно соседствует на продуктовых полках магазинах с хорошо известными нам наименования продуктов. При этом цены на вполне приемлемом уровне. Так что учитывая, что вышеупомянутые страны на данный момент закрыты полностью или почти полностью, отличный вариант попробовать чего-то заморского. Наклейка с переводом на русский, кстати, присутствует на товарах далеко не всегда, так что в этом даже есть определенный элемент риска:)

-12

Ну, а раз есть азиатские товары, то значит, где-то поблизости должны быть и азиатские кафешки. Во Владивостоке любители азиатской кухни голодными не останутся совершенно точно. В городе в большом количестве представлены китайские чифаньки, корейские дамплинговые (по-нашему пельменные), японские суши-рестораны и прочие азиатские кафе и рестораны на любой вкус и кошелек. Дешевле всего традиционно в китайских забегаловках, а учитывая огромный размер порций, почти любое блюдо можно смело брать на двоих и не переживать, что вам мало достанется. Есть во Владивостоке и азиатский стрит-фуд: здесь наравне с беляшами и пирогами с картошкой всегда можно перекусить корейскими паровыми пирожками с капустно-мясной начинкой пян-се.

7. Фуникулер

-13

А еще во Владивостоке есть фуникулер. Казалось бы, ничего необычного, вот только это единственная на всю Россию линия данного вида транспорта, функционирующая в качестве общественного транспорта. Есть еще два фуникулера в Сочи, но эти линии не являются общественным транспортом, так как предназначены только для отдыхающих в санаториях. Да и в целом на всем постсоветском пространстве линии фуникулера можно сосчитать на пальцах двух рук: Киев, Одесса, Тбилиси, Баку и Каунас, причем в последнем фуникулеров целых два.

Владивостокский фуникулер был открыт в 1962 году и ведет от Пушкинского театра и старого корпуса Дальневосточного университета к смотровой площадке «Орлиное гнездо», расположенной на одноименной сопке. Отсюда открывается, пожалуй, главный открыточный вид современного Владивостока на бухту Золотой рог и перекинутый через нее вантовый Золотой мост (фотография во втором пункте списка). Фуникулер ежегодно закрывается на месяц на техническое обслуживание, и я, увы, попал как раз на такой период, так что пришлось взбираться наверх по проложенной параллельно лестнице. Ну значит, будет повод вернуться.

8. Дворы

-14

Следующая особенность, как оказалось, во многом роднит Владивосток с Москвой, Санкт-Петербургом, Ростовом и Краснодаром, да и вообще со многим южными и/или расположенными на море городами. Ведь нечасто такое бывает, что город знаменит своими дворами. Как правило это часть городской жизни остается вне поля зрения туристов и даже самих жителей города, исключая тех, кто проживает поблизости. Случай Владивостока, правда, во многом особенный, а дворы здесь самобытны и аутентичны не по всему городу, а исключительно в его исторической части, так называемой Миллионке.

Миллионка ‒ китайский квартал, существовавший во Владивостоке на стыке XIX и XX веков. Сам квартал был ликвидирован еще в 1930-е годы вместе с депортацией китайцев, но атмосфера старого Владивостока жива здесь и поныне. Тесные дворики, представляющие собой лабиринт проходов и подворотен с многочисленными галереями, лестницами и надземными переходами, еще 100 лет тому назад были домом для десятков тысяч китайцев. В наши дни плотность населения этих мест значительно снизилась, вот только ремонта и реставрации с тех лет большая часть зданий, кажется, так и не познала. Ветхое жилье, построенное в конце позапрошлого века, заселено и сегодня. Отдельным зданиям, конечно, повезло чуть больше: их привели в порядок, открыв внутри магазины и кафе, но таких явное меньшинство. В основном же места тут крайне аутентичные.

9. Шаурма

-15

Владивосток отличается каким-то невообразимым количеством вариаций на тему приготовления мяса в хлебе/лаваше. Пока в Москве все едят шаурму, а в Питере наслаждаются ароматной шавермой, владивостокцы вольны выбирать, чем перекусить на скорую руку из целого перечня схожих, но при этом все же различающихся позиций. Давайте разбираться!

Ну, шаурма она и во Владивостоке шаурма. Я бы сказал, что московское и питерское названия данного блюда используются примерно в равной степени. Ее ближайший родственник бртуч (в переводе с армянского «завернутый») отличается тем, что для него мясо запекается в духовке, в то время как для шаурмы оно жарится. В чизурму помимо прочих ингредиентов добавляют сыр, что понятно из названия. Либо как вариант сам лаваш может быть сырным. Данар [я так понимаю, от турецкого «донер»] подают не в тонком лаваше, а в лепешке. И наконец завертон, он же ролл, опять насколько я смог понять, появился именно во Владивостоке, по крайней мере именно с этим названием. В завертоне мясо не обязательно будет горячим, да и в принципе не обязательно в завертоне будет мясо. Может, и рыба, и даже морепродукты, которых здесь тоже в избытке. Вместе со свежими овощами их просто заворачивают в лаваш, как салат, но в лаваше. P.S. Если среди читателей найдутся знатоки данного сегмента владивостокской кухни, буду рада вашим комментариям.

10. Песня, которую можно сфотографировать

-16

Ну, и в заключение. В одном из старых постов я писал о своем хобби повторять фотографии с российских купюр, да и не только, кстати, с российских. Конечно, во Владивостоке я тоже не мог пройти мимо моста на остров Русский через пролив Босфор Восточный, не сфотографировав его на фоне купюры номиналом в 2000 рублей и не напев при этом знаменитую песню группы Мумий Тролль:)

Вообще владивостокские мосты, бесспорно, сами по себе уже достойны отдельного упоминания. Таких масштабных сооружений, появившихся прямо в городской черте за последние десятилетия, в России в принципе совсем немного. Мосты я даже включил в список 20 лучших достопримечательностей России, созданных в XXI веке. Немного разве что удручает тот факт, что прогуляться по ним невозможно (вход для пешеходов на них строго закрыт), но и со стороны они, на мой взгляд, выглядят шикарно, являясь отличными доминантами городских пейзажей современного Владивостока. Подробнее о них, а также о других достопримечательностях приморской столицы мы еще обязательно поговорим в дальнейшем!

А на этом о Владивостоке и его особенностях на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Подписывайтесь, чтобы не пропустить следующие посты, и до встречи!)