Найти тему
Гаврилины сказы

ИКОНЫ ИЗ ПРЕИСПОДНЕЙ

Рассказывали, мол, как-то раз один крестьянин, собрался помолиться Богородице, и заметил вдруг, что от сырости на иконе пошла пузырями краска. Колупнувши изображение ногтем, мужик обнаружил скрытый под Святой Девой более ранний лик. Нельзя и представить себе весь тот ужас, каковой испытал несчастный земледелец, когда за облупившимися слоями олифы, краски и левкаса он узрел нерадиво намалёванные отвратительные рожи бесов в адском пламени. Оказывается, долгие годы семья крестьянина молилась на "адописную" икону. Проклятую доску немедля разрубили топором и предали огню.

В житии Василия Блаженного- прославленного московского юродивого эпохи Ивана Грозного, помимо прочих чудес, описан такой случай: однажды, проходя мимо Варварских ворот Китай-Города, святой запустил камнем в надвратную икону Богоматери, почитавшуюся в народе чудотворной и целебной. В поисках здоровья и вышнего заступничества, поклониться к этому пресветлому лику шли паломники со всего Московского царства. Разумеется, верующие не стерпели такого богохульства даже от блаженного, и приступили к Василию Нагому с целью его поколотить. Тогда юродивый закричал: поскребите её, поскребите! Люди присмотрелись к поврежденной иконе, и обнаружили под изображением Богородицы нарисованных чёрным по красному пляшущих чертей и дьяволов.

-2

Классик русской литературы - Николай Лесков - в пору своего увлечения иконописью, написал для "Русского обозрения" несколько статей, посвящённых этой сфере религиозного искусства. Рассказал он, в частности, и об адописных иконах. Впоследствии Лесковым даже была создана повесть под названием "Запечатленный ангел". В этом произведении он сводил появление адописных икон к мошенничеству злокозненных бродячих банд старообрядцев-офеней, очень напоминавших современных жуликов. Собственно, от офеней и пошла та самая "блатная феня", поскольку сии торговцы-коробейники зачастую промышляли обманом похуже иных цыган. Лесков в "Запечатлённом ангеле" описывает случай: "...Один мне икону променял за сорок рублей и ушел, а другой говорит: "Ты гляди, человече, этой иконе не поклоняйся".

Я говорю: "Почему?"

А он отвечает: "Потому что она адописная", — да с этим колупнул ногтем, а с уголка слой письма так и отскочил, и под ним на грунту чертик с хвостом нарисован! Он в другом месте сковырнул письмо, а там под низом опять чертик.

«Господи,— заплакал я, — да что же это такое?»

«А то, — говорит, — что ты не ему, а мне закажи».

И увидал уже я тут ясно, что они одна шайка и норовят со мною нехорошо поступить, и ушел от них с полными слез глазами".

-3

В определённой среде бытует мнение, что с помощью адописных образов на Руси, в целом не склонной к шабашам ведьм и рейдам Святой Инквизиции, таким образом практиковали чернокнижие. Мол, коли ты молишься иконе диавольской, то, следовательно, весь свой пыл обращаешь не к святому, на той иконе изображённому. Коли под красками скрывается лик Сатаны, то все чаяния ты посвящаешь князю мира сего. Мнение это отстоит не столь далёко от действительности, но увы (или к счастью)-не подтверждённо фактами.

-4

Дело вот в чём: хотя в русской традиции и было принято подновлять образа, закопчёные от домашнего чада, о чём очень захватывающе писал Владимир Солоухин в рассказе "Чёрные доски", но специально бесов никто не изображал (несмотря на то, что неканоничных изображений святых, которые могли расцениваться как адописные, всегда хватало, но это совсем другая история). Исследования, проводившиеся по мере того, как в научной среде рос интерес к иконописи, не выявили ни одной реально существующей "адописной" иконы. Да, во время реставрации под более поздними слоями подновлений открывались лики, написанные в эпоху седой старины, но чертей и дьяволов под позднее наложенной краской реставраторам встречать не доводилось. Верно, прав был Лесков-бесовские лики являют собой всего лишь страшные сказки, да проделки хитрых офеней.

#ужасы #крипота #реальнаяистория #иконопись #интереснаяроссия #необычныйфакт #интересныйфакт